Знакомство с китайскими школьниками

Этим летом я отдыхала и трудилась волонтером в Китае. В общей сложности я провела там 1,5 месяца, работая учителем английского языка в китайских летних школах. Хочу поделиться в своей заметке впечатлениями о китайских школьниках, культуре и традициях этой страны.

Мои самые теплые воспоминания связаны с небольшой деревней Вэньчжень, недалеко от города Вэньчжоу в провинции Чжэцзян. Небольшая по китайским меркам деревня – это 300 тысяч жителей, забавно, если вспомнить, что в некоторых российских областных центрах проживает столько же горожан!

Мне достался класс 14-16-летних школьников, состоящий из 47 человек. Не скрою, что поначалу я находилась в замешательстве – как вести в таком переполненном классе уроки АНГЛИЙСКОГО языка?! Но мои страхи исчезли очень быстро, ребята оказались настолько дисциплинированными, что никаких проблем с поведением на уроках мне не довелось испытать вообще.

Надо сказать, что мое первое впечатление от класса оказалось немного грустным. Половина ребят носят очки, многие из оставшейся половины — линзы. И это неудивительно при той колоссальной нагрузке, которая ложится на их плечи в школе. Судите сами: ребята живут в общежитиях при школе. Просыпаются в 6 утра, а в 6.30 – уже начинаются уроки в классах. До обеда у них проходит 5 уроков, затем ланч и не более часа на послеобеденный отдых. С 2 часов дня в школе продолжаются занятия – еще 4 урока, затем – ужин. С 6 часов вечера и до полдесятого ребята вновь возвращаются в школу и выполняют там домашнюю работу на следующий день (обычно это задания по 6 разным дисциплинам). Только после 10 вечера звучит отбой. Так школьники учатся на протяжении 12 дней, после чего могут вернуться домой к родителям на выходные. В месяц ребята отдыхают всего 2 дня (имеют полдня выходных в неделю). И это всего лишь ЛЕТНЯЯ школа…

Да, все ребята скучали по дому и, глядя на них, мне стало понятно, почему ведущей ценностью для любого китайца является семья, а дети для родителей — это самая большая драгоценность. Родители потакают любому желанию малыша, а когда те подрастают, возвращают им сторицей эти заботу и ласку.

Но, несмотря на сложную учебную программу и насыщенные трудовые будни, мои школьники были всегда бодры, веселы, радовались жизни и наслаждались тем, что у них было. Все китайцы, по моему мнению, несут в себе неиссякаемый заряд оптимизма и это качество мне глубоко в них импонирует.

Я была очень растрогана, когда поняла, насколько ребята гордятся своей страной и как отлично знают сложную многовековую историю Китая. Однажды мы провели викторину знаний о Китае и ребята, разделившись на 4 команды, отвечали на вопросы из разных областей знаний. Откровенно говоря, мне было сложно определить победителя, так быстро каждая команда выкрикивала ответы. Мне кажется, китайцы (даже такие юные как мои школьники) обладают чрезвычайно развитым чувством истории, они полностью отождествляют себя со своими историческими предками (например, с Конфуцием), ощущая себя прямыми наследниками их мудрости. И я где-то даже завидовала тому, КАК они умеют гордиться своим прошлым.

Восточная культура по своему характеру коллективна. Меня удивило, как сплоченно ребята умеют работать. Я успела немного познакомить их с русской культурой, они сами изготавливали матрешек, разукрашивали ложки, волчки и свистульки, тарелки и расписные изразцы в техниках хохлома и гжель. Но по-настоящему я горжусь тем огромным флагом (2,5х1,5 м), который мы сделали вместе на церемонию закрытия летнего лагеря.

Мой класс выступал с песней Waving flag, которая звучала на чемпионате мира по футболу в Африке, в 2010 году. Вспоминаю, как робко ребята начинали петь на репетициях, стесняясь и друг друга, и своего английского произношения. И как великолепно, громко, слаженно зазвучали их голоса на концерте: Стану я старше – буду сильнее, Свободой окрестят – так, словно реющий флаг…

А в конце нашей учебы наступила контрольная. Ребята пыхтели над ней целый урок, слушали аудио и вставляли нужные слова и фразы в пропуски. В очередной раз я была изумлена. Не было списываний, подглядываний, шепотков. Не было ВООБЩЕ. Только абсолютно сосредоточенная работа каждого все 40 минут урока (аудиозапись звучит, не прерываясь). Эту предельную концентрацию внимания мне удалось запечатлеть на снимках. Вот где находятся истоки этого невероятного китайского трудолюбия. Ведь где бы вы ни находились в Китае, повсюду вы будете видеть китайцев, работающих допоздна в своих магазинчиках или уличных столовых-забегаловках. Мне также стало ясно, почему Китай в последние десятилетия достиг недосягаемых высот в различных спортивных соревнованиях, ведь спорт любит только самых выносливых, работоспособных, неутомимых…

Когда наступил момент расставания, было горько всем, многие плакали, остальные едва сдерживали слезы. Я для них, обычных сельских школьников, была своего рода чудом, первой увиденной ими в жизни иностранкой. Я чувствовала уважение этих ребятишек, ведь все китайские дети воспитываются в конфуцианской традиции, согласно которой старшие становятся для них примером и непререкаемым авторитетом. Помните высказывание: «Тот, кто учил человека хоть один день, на всю жизнь становится для него таким же уважаемым человеком, как его отец» — оно как нельзя лучше описывает отношение китайцев к учителям, сформировавшееся уже в глубокой древности.

Что же касается меня, ребята стали частью моей души, настолько доверчивые, что кажется, сердце любого из них можно было подержать на ладони… Эти дети поразили меня своей открытостью и любознательностью, я не учила их русскому языку, но когда мы прощались – многие из них вручили мне записки, на которых было написано «Я тебя люблю» по-русски. А ведь им написать по-русски также сложно как нам по-китайски!

У многих ребят не было возможности сделать мне подарок и уже после их возвращения домой, я стала получать посылки с сувенирами от своих любимцев. Самым же главным признанием этого лета для меня стали слова одного ученика, который сказал, что теперь ему стало интересно изучать иностранные языки. Скажите, о чем еще может мечтать учитель?!

Отставить отзыв