Ашрам Сатья Саи Бабы. Личный опыт


«Жизнь — это любовь, наслаждайся ею. Жизнь это вызов — прими его. Жизнь это мечта — реализуй её. Жизнь это игра — играй в неё. Жизнь — это песня, пой её. Следуй своей Совести — своему Учителю. Без страха смотри в лицо демону. Сражайся до конца. Заверши игру. Это Цель человеческой жизни».
Сатья Саи Баба

В продолжение материалов про ретриты и ашрамы Азии, представляю вашему вниманию интервью с Юлией Хрущевой, которая побывала в индийском ашраме знаменитого на весь мир Сатья Саи Бабы.

— Юля, расскажи немного о себе. Откуда ты родом, чем занимаешься, как познакомилась с Индией и творчеством Сатья Саи Бабы?

— Я родом из Минска. Индия, и все что с ней связано, привлекали меня с детства. Так получилось, что в 90-х годах я встретилась с небольшой общиной преданных Сатья Саи Бабы. Там и познакомилась с его творчеством. Хотя, «творчество» — очень странное слово, для такого человека. По сути, он не занимался творчеством. Он просто жил и рассказывал другим, как можно и нужно жить. Преданной его я не стала, но книги читала, несколько книг отвезла родителям. Мама после этого стала вегетарианкой, и я, кстати говоря, тоже. В те годы, я и представить себе не могла, что когда-нибудь окажусь в его ашраме Прашанти Нилаям, в Индии.

— Как много времени ты провела в ашраме?

— Я была там около трех недель. Когда я первый раз решила поехать в Индию, его ашрам был первым местом, которое я собиралась посетить.

— Юля, буду откровенна, когда я задумывала эту статью, то писала вступление, что Сатья Саи Баба, ныне живущий аватар, один из самый заметных и противоречивых учителей в индийской духовной жизни. А в ходе подготовки узнала, что он… покинул это мир 24 апреля 2011 года. Как-то это событие прошло мимо меня, была уверенность, что он уйдет не скоро, ведь Саи Баба был известен тем, что точно предсказывал дату своей смерти, которая должна была случиться только через 11 лет в 2022 году. Тебе удалось повидать его лично? Поделись своими чувствами, что ты думаешь по этому поводу?

— Что касается смерти Сатья Саи Бабы и предсказания, которое не сбылось, я могу сказать следующее. Если исходить из того, что он действительно аватар, воплощение Бога на земле, то можно вспомнить о таком понятии в ведической культуре как «лила». Лила – это божественная игра. Свами играл в известную только ему игру, правил и целей которой мы все равно не знаем. Поэтому он сначала предсказал дату смерти, а потом ушел раньше. Но его истинных последователей это совершенно не тревожит. Они преданы Свами, а не его предсказаниям. Меня это тоже не тревожит совершено и доверия к нему я не утратила. Было очень больно, когда я узнала о его смерти, и очень символично, что это случилось на Пасху – праздник возрождения. Второй вопрос, про личную встречу. Сатья Саи Баба уже несколько лет мало встречался в ашраме лично. Все встречи происходили в мандире на даршане. Это то, ради чего люди приезжают в Путтапарти. Даршан в переводе с санскрита означает «Явление Господа». Два раза в день, преданные собирались в мандире и ожидали появления Шри Сатья Саи Бабы. Там читались ведические гимны, пелись бхаджаны, а потом приезжал Свами. Последние несколько лет, из-за состояния здоровья его привозили на коляске или он приезжал на автомобиле. Преданные говорят, что Свами очень заботится о вновь прибывших людях и всегда устраивает так, что у них получается попасть в первые ряды и увидеть его поближе. Так получилось и у меня с друзьями. Там очень строгие правила посещения мандира, и если что-то не так, то тебя могут не пустить. Мы, по незнанию, что-то нарушили и нас пропустили в мандир, но на места для штрафников. И Свами, когда уезжал с даршана, проехал как раз мимо нас. Мы смогли посмотреть на него вблизи. Это было очень необычное чувство. Когда он проезжал мимо, было ощущение, что он смотрит буквально в каждого, кто был рядом с нами, и я почувствовала, как он посмотрел на меня. Это было, как будто он рукой залез прямо в меня, что-то там перевернул и пошел дальше. Больше такого не случалось, было Рождество, очень много людей и мы всегда оказывались в самом конце мандира. Но все равно, когда он приезжал на дарашан, чувствовалась особая атмосфера. Близко ты или далеко – Свами был всегда где-то рядом с тем, кто пришел на его даршан.

— Как ты считаешь, многое ли измениться в ашраме после его ухода? Останется ли он таким же популярным без личного присутствия учителя?

— Я не была еще после его ухода, но думаю, что для большинства его преданных ничего не изменится. Жизнь ашрама будет продолжаться, тысячи людей, европейцев, американцев, индусов будут приезжать изо дня в день. Как и в ашраме Ошо, в Пуне, например. Ашрам будет расти, и городок Путтапарти вокруг него. Ведь всех желающих нужно где-то разместить.

— Какой у тебя был распорядок дня? Как проходили твои дни?

— Приехала я в ашрам как раз перед католическим Рождеством, и так случилось, что меня привели в Рождественский хор. Это хор европейцев, которые подготовили программу из рождественских песен для Свами. Поэтому 2 недели до Рождества распорядок был очень жестким. К 9 часам я шла на репетицию, потом обед, небольшой отдых, опять репетиция, потом даршан Сатья Саи Бабы, ужин. После празднования Рождества, у меня было несколько дней, когда я смогла просто погулять по ашраму, сходить в Музей всех религий, проехать по окрестностям Путтапарти и просто отдохнуть после напряженной работы. Но даршан был ежедневной обязательной частью моего расписания, хотя бы 1 раз в день.

— Чем для тебя стал опыт посещения этого места? Что запомнилось больше всего?

— Все что с тобой случается – это опыт. Все равно где это происходит, в ашраме или в твоем родном городе. Все что с тобой происходит – происходит в тебе. И есть места, которые являются катализаторами каких-то изменений в тебе. Ашрам Прашанти Нилаям — это одно из таких мест. Что запомнилось больше, я не могу сказать. Там все, что с тобой происходит — имеет значение и мне кажется, что я помню все.

— А люди? Откуда, какие у них истории? Что их мотивирует приехать к Саи Бабе?

— Люди, которых ты встречаешь в таких местах, как ашрам Сатья Саи Бабы, это отдельная история. Один мастер, тоже в Индии, сказал такую вещь: «Все стремятся в Индию, найти гуру, чему-то научится, но в Индии они встречают совсем не индусов, а таких же искателей, которые оказываются важны для тебя, ты у них учишься чему-то и получаешь то, зачем ты приехал в Индию как раз через них». У меня именно такая история. Получилось так, что я должны была прилететь в Индию одна, а мои подруги из другого города прилетали на следующий день. Первый раз в Индии, столько страхов на форумах, совершенно незнакомая страна, английский не очень хорош, нужно самой доехать из аэропорта, найти жилье и прочее – все это меня пугало. Но потом я вспомнила, куда я еду и решила, что Свами обо всем позаботится. Так и случилось.

Я познакомилась с замечательными людьми прямо в самолете, они тоже ехали в ашрам и уже не первый раз. Они взяли меня за руку в самолете, помогли во всем в Путтапарти, привели меня в те места, куда мне нужно было попасть, помогли в дальнейшем путешествии по Индии. Короче говоря, Свами позаботился обо мне наилучшим образом. Еще хочется рассказать об одной девушке, которая стала нашим проводником именно по ашраму. Она настоящая преданная Сатья Саи Бабы, много лет каждый год приезжает в ашрам. Она была нашим компасом, учителем ведической культуры. Мы ей очень благодарны.

Что касается мотивов, они у всех разные. Кто-то преданный, ему необходимо побывать у Свами, кто-то едет посмотреть и решить для себя, Бог или нет? Кто-то заезжает на пару-тройку дней, потому что все туда едут. Кого-то привлекают низкие цены и возможность недорого прожить в Индии в удобном месте.

— В основном люди приезжаю на пару недель, а сколько тех, кто остается там жить?

— Приезжают на разный срок. Многие на месяц, на три, кто-то на сезон, кто-то на год. Я не знаю много ли тех, кто остается жить, я встретила нескольких, которые давно там живут, но это не значит, что уже навсегда. Гораздо больше тех, кто хотел бы остаться, но не может по разным причинам.

— Русских много?

— Русских очень много. К русским я отношу и украинцев и белорусов. В Путтапарти уже как в Турции, продавцы на улице, в магазинах, официанты – все начинают учить русский, хотя бы минимальный набор слов. Даже простые женщины, которые продают цветы и фрукты замечательно поторгуются с тобой по-русски, используя русские числительные. Это еще одна причина, почему многие наши соотечественники едут в Путтапарти. Даже без знания языка там не пропадешь.

— Саи Баба был знаменит на весь мир тем, что материализовал из пространства разные предметы, включая драгоценности. Сотни тысяч людей верили и видели своими глазами, кто-то называл его шарлатаном и искал компромат. Но, его миссия на земле была совсем в другом, этим он лишь привлекал внимание, его основные идеи были в раскрытии любви к себе и к миру, к божественному. Поделись, что тебе удалось понять-почувствовать в этом месте. Случилось ли что-то, что перевернуло твое сознание или наоборот, укрепило прежние убеждения?

— Для меня время пребывания в ашраме стало как бы новым витком спирали в моей судьбе. Меня всегда интересовало: кто мы, откуда, куда идем и зачем. Я смогла ответить себе на эти вопросы и, мне казалось, что я расставила все акценты, поняла как жить и зачем. Но там открылись новые двери и возможности развития. Появились другие ответы на те же вопросы, качественно новый этап развития моей жизни.

— Когда я готовилась к интервью, мне поступил такой вопрос из твиттера: «А правда, что это секта?». Прокомментируй, пожалуйста.

— Меня всегда очень веселят рассуждения людей о сектах. В Большем толковом словаре написано: «Секта — это социальное движение, характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий». Там ничего не сказано что это плохо, что там зомбируют людей, заставляют продавать квартиры и так далее. Для меня секта, это группа людей, объединенных какой-то идеей. Так вот от качества и направленности этой идеи зависит, что делает это группа, как она общается с социумом, как живут ее члены. Если на движение Сатья Саи Бабы смотреть именно так, то это, конечно, секта. Только в этом слове нет негативного оттенка, просто люди его туда зачем-то вкладывают.

— Какие советы ты можешь дать новичкам? Кому интересна подобная тема, но есть определенный страхи, волнения, домыслы, возможно, непонимание родственников?

-Совет есть. Как сказал один известный мастер йоги: «Если можешь не заниматься йогой – не занимайся». Если это твоя тема, то уйдут страхи, волнения, сомнения договоришься с родственниками. А если нет – то зачем все это? Живи своей жизнью, может, через несколько лет что-то изменится и тогда, опять же, уйдут страхи, волнения, сомнения и ты поймешь, что делать и куда ехать.

— Какие рекомендации ты могла бы дать тем, кто едет самостоятельно и первый раз?

— Доехать туда очень просто. Из Москвы, Питера, Киева, Минска летаю различные авиакомпании, за умеренные, для такого перелета, деньги. Лететь нужно в Бангалор. Из Бангалора в Путтапарти, в первый раз лучше на такси, которое там же можно найти. Только для новичков лучше на форумах предварительно узнать о порядке цен, потому что индусы не знают чувства меры и могут просить заоблачные деньги. В Путтапарти можно поселиться прямо в ашраме или в городке.

— Немного конкретики. Как там с ценами, инфраструктурой, питанием?

-С этим там все хорошо. Конечно, нет баров, ночных клубов, нет даже мяса и спиртного, ведь люди туда за другим едут. Но все необходимое для жизни есть. Много разного жилья, где-то больше удобств, где-то меньше, в зависимости от того, сколько вы готовы платить. Есть очень бюджетные варианты. В ашраме можно жить в нордах, в комнатах по 3-4 человека, или в шедах – комнатах размером со спортзал, где помещается большое количество людей практически бесплатно. С едой все в порядке. В ашраме 3 столовых с разным уровнем цен. В самой дорогой из них я платила максимум 2 доллара за ужин. Много ресторанов и в городке: индийские, тибетские, есть русский и немецкая булочная. Цены тоже вполне умеренные. Огромное количество маленьких лавок с одеждой, сувенирами, два Саи маркета, с самыми низкими в Индии ценами на товары. Большое количество интернет-кафе. И, конечно, огромное количество людей, которые вам всегда помогут, подскажут и выручат.

— Ну, и напоследок, ты сама вернешься, однажды, в ашрам Саи Бабы или это опыт, который нужен только раз в жизни?

— В прошлом году я была там уже второй раз и обязательно еще раз приеду, если будет такая возможность.

Читать другие публикации блога Искушение Азией

alishha
Оцените автора
Добавить комментарий