Чандана-ятра или праздник покрытых сандалом Божеств

Вчера мне удалось побывать на праздновании Чандана-ятры в Вриндаване, городе храмов в штате Уттар-Прадеш, Индия. Это день, когда все божества Кришны по всей Индии умащают сандаловой пастой, охлаждающей тело. Он всегда приходится на Акшая-тритью, самый благоприятный день для новых начинаний по лунному ведическому календарю.

Чтобы приготовить пасту из сандала, требуется немало усилий.

приготовление сандаловой пасты
Здесь, во Вриндаване, живущие в храмах послушники и гости начали готовиться загодя. На плоских шершавых камнях они целую неделю растирали сандал, смачивая его водой для смазки. Чтобы паста не засохла преждевременно, в ней должно быть достаточно воды, а знание консистенции приходит с практикой.монахи растирают сандал о камень
С утра все храмы закрываются до вечера, пуджари (священники, служащие на алтаре) за закрытыми дверями мастерски наносят сандаловую пасту на тело Божества, создавая на Нем целое произведение искусства, а все преданные с нетерпением ждут, когда же откроют двери. Храмы украшены цветами, со всей страны собираются гости, повсюду праздничное настроение и пиры. Вечером, после пяти, Божества предстают во всей красе перед восхищенными взорами преданных.
чандана-ятра, фотограф Фомина Светлана

Как же возник этот праздник?

Однажды давным давно жил святой по имени Мадхавендра Пури. Он был столь отречен, что даже не ходил собирать подаяние, посвящая все свое время молитве и медитации. Местные жители, жалели его и приносили сыворотку и лепешки, порой просто умоляя его поесть.

Он жил во Вриндаване, у подножия священного холма Говардхан. Как-то ночью к нему во сне пришел Гопал и поведал о своем плачевном положении. Он жаловался, что устал лежать в темной земле, Ему неуютно и жарко. Во сне Он рассказал Мадхавендре, как во время нашествия мусульман Его спрятали на Говардхане, закопав в землю, да так и не нашли потом. В средние века мусульманские нашествия были довольно частым делом и все индусы в ужасе прятали божества, стараясь спасти Их от уничтожения варварами. Мусульмане разбивали божества и делали из них ступеньки в своих домах, разрушали храмы и насильничали. Поэтому большая часть изначальных божеств Вриндавана была увезена в Джайпур, под защиту мощной армии местного царя, а некоторые, как Гопал и Радха-Раман, были надежно укрыты.

Поутру Мадхавендра Пури созвал всех деревенских жителей и отправился на поиски места, указанного ему Гопалом. Когда он забрался на вершину холма, он увидел корову, поливавшую молоком небольшое возвышение. Там и лежал Гопал. Им потребовались немалые силы, чтобы вытащить из земли большое статное божество. Мадхавендра Пури тут же отправил сельчан за всем необходимым для служения Гопалу, поставил Его на камень и стал отмывать от прилипшей к божественному телу земли.

Какое-то время спустя ему удалось построить на том месте небольшой храм, где обученные им пуджари неустанно служили Гопалу. Сам же он продолжал проводить дни в молитве и медитации, впрочем регулярно поклоняясь Гопалу в храме.

Как-то Гопал вновь пришел к нему во сне: «Друг мой, Мне все еще жарко!» «Что же я могу сделать?» — спросил Мадхавендра. «Пожалуйста, умасти меня сандаловой пастой с малайских гор», — ответил Гопал.

Мадхавендра сразу же отправился в путь. Путь предстоял неблизкий, более полутора тысяч километров, что по тем временам было нелегким делом. Он шел пешком.

В Пури он попросил у царя сандал, и отправился в обратный путь. По дороге он остановился в Ремуне, где поклонялись Кришне в Его облике Гопинатха. Там Гопал вновь явился ему во сне: «О друг мой, ты уже стар. Тебе не выдержать обратной дороги. Оставайся здесь и нанеси сандаловую пасту на тело Гопинатха. Это облегчит мой жар, ведь Мы неотличны друг от друга».

С тех пор именно в этот день по всей стране умащают Божества Кришны сандаловой пастой. Мадхавендра Пури остался жить в Ремуне и спустя какое-то время оставил этот мир, продолжив служить Кришне в мире духовном.

Отставить отзыв