Маха Кумбхамелла 2013, Аллахабад, Индия

Предисловием хочу сказать пару слов о формате этой статьи — пусть это будет компеляция исторических фактов, фотографий, цитат непосредственных участников великого паломничества, граничащего с всеобщим безумием. Я старалась передать настроение фестиваля, отдельная благодарность моим друзьям и лично Михаилу Павлову за вдохновение. Поехали!


Сейчас вдохни полной грудью — и выдохни. Сделай так несколько раз. Почувствуй то пространство внутри тела, в котором происходят вдох и выдох.

А теперь попробуй так же, как воздух, словно бы вдохнуть свет, подобный солнечному. Пусть теперь часть того света, который ты вдыхаешь, навсегда остаётся у тебя в груди. Привыкай к тому, что именно здесь находится центр тебя-души. И именно здесь рождается любовь, которая пусть освещает твой путь по жизни.

Февраль в этом году выдался особенно красочным и ярким, богатым на различные фестивали и праздники. Вот и в Индии в этом году проходила Маха Кумбхамела в Аллахабаде.

Кульминация фестиваля пришлась на 12 февраля праздник Шива-ратри. «Ратри» на Санскрите означает «ночь», Шива-Ратри — это ночь Шивы, черной луны.

Маха-Шива-Ратри — один из самых значимых Ведических праздников, и по традиции всю ночь проводится церемония в честь Шивы — Йагйа (Ягъя) Шиве. Также по традиции всю ночь соблюдается пост (с захода Солнца до восхода Солнца следующего дня). Поются мантры Шиве, проводятся пуджи, а утром совершается омовение в Ганге или другой священной реке.


Кумбхамела («праздник кувшина») — обряд массового паломничества индусов к святыням индуизма, который проводится раз в 12 лет. Целью паломников по очереди становятся города Аллахабад, Харидвар, Уджайн и Нашик.

Кульминация празднества приходится на массовое омовение в водах Ганги, символизирующее очищение души и тела. Корни Кумбхамелы уходят в глубокую древность. В ведийской религии «праздник кувшина» ассоциируется с битвой богов и асуров за кувшин амриты, спахтанной из молочного океана.

Считается, что капли амриты упали на землю в четырёх местах — в Праяге, Харидваре, Уджайне и Нашике. Первое описание праздника кувшинов оставил в VII веке китайский паломник Сюаньцзан, который отмечал, что празднование сопровождается раздачей милостыни нищим. Великий мудрец Шанкара призывал садху* собираться на Кумбхамеле для обсуждения насущных богословских вопросов.

*Са?дху — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.


Для среднестатистического европейца этот фестиваль покажется, по меньшей мере, странным, хотя скорее будет приравнен к всеобщемупомешательству, доходящему до государственного уровня. Но в религиозной Индии чтят традиции и беспрекословно следуют им. Вот и собирается толпа духовных аскетов со всей огромной страны. Они выбираются из лесов и гор, святых городов для того, чтобы нагими, измазавшими свои тела пеплом пройти последнюю часть паломничества до святых вод Ганги. В течение месяца стягиваются люди, разбит огромный лагерь, из которого попросту уже не выбраться — настолько плотным кольцом окружают массы людей! Здесь собираются последователи Шивы, одним из ритуалов которых является раскуривание гашиша из специальных керамических приспособлений мини-кальянов под названием чилам с выкриками: «Бом! Шива! Буленад!»

Анекдот-притча со святых мест: «Приходит студент на экзамен по тичерзу. Волнуется. Анатомию всю ночь зубрил, Мартынова хрестоматию повторял, узнал кто такой Махадев, задницу рвал в хануманасане!!! Сдает он значит экзамен суровому преподу, отвечает почти на вопросы, красиво так в стойку на руках встает, и талкает там за травмобезопасность!!! И тут суровый препод так вздрагивает из оцепенения, смотрит на студента и спрашивает так строго: ты на Кумбхамелле был? Нет, растерянно отвечает студент. А Кайлаш обходил? Нет. А учителю 10 лет чай носил? Нет… А чилам курить умеешь?… А пуджу делаешь?… Так какой ты на фиг йога тичер тогда? Иди, через 12 лет приходи))»

Слипшаяся, бескрайняя масса человеческих тел, сгусток ментала, направленный в одно место и в одном времени. Бездна голодных кричащих глаз. Спины передних теряются в стене пыли. А вместо воздуха дым от костров с навозом, который разъедает глаза и легкие. Вот он сила твоя, вот она воля твоя Шива… Вот она мудрость твоя, Шанкара? Голые войны с трезубцами — бегущие впереди толпы и гибнущие позади в давке крестьяне, нет тут ни жизни, ни смерти. Ты жмешься за Гуруджи, как за последний шанс, как за соломинку тянется тонущий. Ибо нет больше никого у тебя в этой бездне. Ибо сила твоя и милость твоя Шива сейчас в тебе учитель! — такой монолог родился по пути к священному Бенарасу в ночь 12 февраля.

Собравшаяся толпа паломников по примерным подсчетам превышающая 100 000 людей двинулась к заветной цели, окунаться в священных водах Ганги после нескольких недель, проведенных в палаточном лагере, развернувшемся в Алашхабаде.

Наши ребята успешно дошли, купались и ликовали вместе с толпой! И уже через пару дней, отдохнувшие и осмыслившие масштабы происшедшего, отправились ктокуда, домой в Москву, обратно в Гоа… С бесценным опытом проживания этих дней в мощнейшей духовной практике.

Ом Шанкар!



фото John Dunn

yana_oz
Оцените автора
Добавить комментарий