В гостях у даяк. Путешествие по реке Махакам

На второй день, продолжая путешествие по реке Махакам, мы пересекли огромное и самое большое озеро — Джемпанг.


Сидя под навесом в каноэ и любуясь просторами разлива реки, или как в лабиринте проходя между мангровыми зарослями болотистых джунглей, я не раз ловила себя на мысли, что все это похоже на фильмы National Geographic. Нетронутая необычная природа, красочные деревни аборигенов, удивительные звуки джунглей, множество диких невиданных птиц и другой незнакомой живности…

Местами озеро было поросшее высокой травой, в которой приходилось искать узкую «тропу». Был момент, когда стало ясно, что мы заблудились. Вспомнились русские сказки: «направо пойдешь — коня (в нашем случае каноэ) потеряешь, налево пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь жив будешь, да себя позабудешь.» Терять ничего не хотелось, забывать тоже, поэтому мы раз десять прошли туда-обратно вдоль высокой полутора метровой неприступной стены из травы. Искали проход, не нашли.

На помощь пришел мимо проплывающий местный рыбак.

На вопрос, где поворот на Манконг, он небрежно махнул рукой: туда! На что наш заботливый проводник ответил примерно следующее: слушай, видишь — две белые обезьяны в каноэ — мы тут уже больше часа туда сюда катаемся, они уже нервничать начали, смотрят с опаской, скоро кричать начнут от ужаса! Будь другом, покажи дорогу!

Что делать… Парень отложил снасти, развернул свое каноэ и любезно проводил нас сквозь густые заросли травы до уверенной водной тропы.


Я уже сбилась со счету сколько деревень мы прошли и посетили. Я настойчиво пыталась выяснить у проводника сколько их стоит на Махакам. Он каждый раз называл разные цифры, постоянно путаясь в показаниях. Этого, наверно, никто не знает — 30, 40, 50. Расстояния между деревнями становились все больше. Каждая даже самая маленькая деревушка имеет свой диалект и свои особые культурные традиции.


Мы остановились в очередном поселении кутай, очень живописном и колоритном на мой взгляд. Индонезия вообще — рай для фотографов, гурманов, экстремалов и путешественников, думаю и для многих других категорий тоже.

В деревню мы добрались как раз, когда дети возвращались по деревянным помостам домой из школы.


Дальше русло реки значительно изменилось. Теперь оно стало извилистым и узким, а с двух сторон возвышались густые джунгли, иногда заслоняя солнечный свет над нашими головами.


Грустное: навстречу нам проплывали, не вписывающиеся в контекст, кучи мусора. Алюминиевые банки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые упаковки и бутылки. Жители Калимантана уже вовсю пользуются многими достижениями современной цивилизации, но к сожалению, еще не научились правильно обращаться с их остатками.

Местные живут на воде и все отходы и мусор сбрасывают вниз. Пустой легкий пластик и алюминий плавает очень хорошо. Течение подхватывает его и несет, если тот не застревает в корнях мангровых джунглей, в океан. А откуда по вашему после каждого шторма груды мусора на белоснежных песчаных пляжах Индонезии?! Нету у них пока еще культуры и системы утилизации неорганического мусора.

Через пару часов мы добрались до первого поселения даяк — Манконг. Это деревушка язычников в 150 человек. Их религия анимизм — одна из первых форм религии вообще. Даяк одушевляют природу, верят во множество ее духов и поклоняются им. Они делают статуи духов из твердых пород железного дерева и молятся им перед охотой, просят здоровья, удачи, жену, детей, дождь.

То, что заметила я, общаясь с ними, даяк более серьезны, есть в их глазах что то неуловимое, какое-то древнее забытое знание, которым они не спешат поделиться.


В Манконге мы впервые за два дня ступили на твердую землю. Пошли смотреть древний языческий храм. На контрасте с маленькими хижинами, двухэтажный храм с лестницей и ступенями казался просто огромным. Масштабным и величественным. Статуи духов, которым молятся, стоят перед храмом.



А сам храм используют для собраний, коллективных молебен и… охоты. Храм как и все постройки стоит на сваях. Пол его сделан в виде решетки, под который кладут приманку. Ночью мужчины сидят в храме как в засаде, а когда приходит зверь, стреляют в него из духовых трубок. Даяк известные охотники, их оружие — длинная трубка из железного дерева, а наконечники выдуваемых из нее стрел обработаны ядом кобры, чтобы добыча недолго мучилась от ранения. Говорят, что даяк до сих пор не признают огнестрельного оружия.


Напротив храма есть сувенирная лавка, где можно купить поделки из железного дерева, в том числе охотничье оружие — духовую трубку с «отравленными» стрелами. Там нас попросили расписаться в гостевой книге — большая честь!!! Судя по росписям, мой муж был первым финном, посетившим это место. Я — первой русской.

И снова в каноэ и несколько часов путешествий по воде. Снова джунгли, птицы, обезьяны, деревни. Добрались до Таньжунг Исуй — популярное поселение даяк, в котором деревянный языческий храм переделан под гостиницу. Действующие фигуры духов стоят здесь же во дворе.

Познакомились с вдовой охотника, после смерти мужа, она держала сувенирную лавку и пришла к нам торговать украшениями и безделушками. А есть что нибудь по-серьезнее? Настоящее? Женщина прищурила глаза, закусила губу, а через пол часа принесла узелок с настоящими драгоценностям: зуб и коготь малайского медведя, клык пантеры, клыки дикого кабана… Сокровища, оставленные ей мужем-охотником.

Она, кстати, наотрез оказывалась фотографироваться и запретила фотографировать свои трофеи! Вот, что значит вера в духов!


Вечером, сидя на террасе, мы наблюдали интереснейшее явление: усыпанное звездами небо озарялось вспышками молний! Никогда не видела ничего подобного!!! Непривычно было именно видеть молнии и звезды одновременно.

Ночевали в старом храме: странные ощущения и сны. Несколько раз за ночь я просыпалась, не то от ярких беспокойных снов, не то от странных звуков. Сильный ветер срывал с деревьев плоды и они со стуком падали на крышу храма. Всю ночь шел дождь, а мы спали с открытым окном под москитной сеткой. Одеяла как обычно не было и мы замерзли. Утром проснулись ни сколько не отдохнувшие, казалось что всю ночь наши души блуждали где-то, несмотря на то, что тела покоились под балдахином от комаров.

Из Таньжунг Исуй мы уезжали со своим трофеем. После долгих переговоров выменяли у вдовы охотника клык пантеры. Взамен оставили отличный фонарь Лед Ленсер (Led Lenser). Бабуля осталась довольной и одолжила традиционную одежду охотника даяк для костюмированной фотосессии!!!


foxy
Оцените автора
Добавить комментарий