Игры света

Поехать в Италию и не зайти ни в один храм сложно. Все таки — элемент стандартной туристической программы.

Человек я не религиозный, службы церковные не посещаю, да и к какой-то определенной конфессии себя причислить не могу. Однако к храмам отношение у меня более чем трепетное и уважительное. К любым. Очень хорошо себя чувствую и в католическом соборе, и в православном храме, и в буддистском. И в мечети, и в синагоге…

Во первых, это чисто эстетическое удовольствие.

Это ж какое величие духа! Максимум проявления человеком своего творческого потенциала, в его стремлении к божественному! Что бы это, божественное, для него не значило.

Во вторых энергетика.

Не по-наслышке знаю, что понятие «намоленое место» реальность. Если даже помещение, в котором вы занимаетесь любой духовной практикой, медитацией, в скором времени наполняется благотворной энергией. И цветочки в нём зеленее, и настроение и самочувствие в нём у всех хорошее становится. Что уж говорить о местах, куда тысячи людей идут пообщаться с Высшим, куда несут свои надежды и чаяния?!


А в третьих…

Это «в третьих» я постигала, благодаря удивительным свето-теневым подаркам. Все же у меня был день рождения, как без подарков. Но все по-порядку.

К витражам я всегда была неравнодушна и к их великолепию была готова. Как из разрозненных, на первый взгляд хаотично разбросанных кусочков складывается единая, целостная картина, истинный смысл которой открывается лишь на расстоянии, под пронизывающими лучами солнечного света!


Чем не символ человеческой жизни? Не существует лишних и ненужных поступков, ситуаций, встреч, — всё есть части единого замысла. Но чтобы это увидеть нужно поменять ракурс, выйти за пределы «витража».

На этот раз игрой солнца в разноцветных стекляшках не обошлось. Для меня было приготовлено целое световое представление. В какой бы храм мы не зашли, моему взору представала замысловатая игра света в полумраке сводов.

В Риме, в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, что прямо у вокзала Термини, именно тогда, когда я подошла рассмотреть одну из картин, раннее утреннее солнце пробилось под непонятным углом, через небольшое окошко. И, ух! Разлилось на колонне сияющей радугой. В очередной раз пожалела о своих примитивных фотографических способностях. Как передать эту завораживающую мимолетную красоту?!


Не так ли случайная идея или яркое впечатление, залетевшие в своды нашего сознания, фантастическим образом способны преобразить привычные устоявшиеся взгляды? Подарить новое звучание старым мыслям или вовсе изменить их?

В Пантеоне свет просто струится через отверстие в куполе.


В общем-то, что тут необычного. Свет в храм проникает снаружи. Если опять не проводить философские аналогии с человеческим сознанием. Где сияние нашего разума? Внутри оно или льется снаружи?

В Соборе Святого Петра, закатное солнце блеснуло, на миг, причудливо изогнув тени, показав, что бывает прежде чем наступит тьма.


Как краток момент озарения, среди монументальных, тяжелых стен, куда свет проникает такими затейливыми путями. Порой не напрямую, а многократно отражаясь от крыш, окон и стен, прежде чем достигнет цели.

А саму тьму, то есть отсутствие света, внутри храма удалось подсмотреть во Флоренции в Кафедральном Соборе. Так получилось, что в предпасхальные дни в храм пускали до глубокой ночи. Жутко до прекрасного, скажу я вам, бродить среди этого мрака. Когда обычные вещи и предметы выглядят тягостно и мистически пугающе. Забавно, но чтобы запечатлеть тьму на фото, все таки нужно чуть-чуть света…


Днем попасть в Дуомо уже не получилось из-за километровой очереди. Так он и останется в моей памяти чарующе-сияющим снаружи и тревожно-молчащим изнутри.


Прочные стены, ограничивающие пространство, куда свет может пробиться лишь через ходы, созданные замыслом архитектора. Разрушь стены — свет заструится без преград и ничего не будет кроме света. Славно?

Но не будет и затейливых полутонов, игры света и тени. Не случится всё многообразие оттенков, заставляющих замирать в восторге сердце. Свету нужны преграды, чтобы проявить себя полностью. Чтобы стать чем-то большим, чем он является. И нет никакой борьбы света и тьмы. Они необходимы друг другу.


Интуитивно создает человек символ самого себя.

«Разве не знаете, что вы храм Божий… храм Божий свят; и этот храм — вы». (1 Кор. 3, 16–17)

Да простят меня ортодоксальные верующие за эту цитату в моем не религиозном повествовании. Но это право так. Что бы ни делал, что бы ни пытался создать человек, в каждом своем творении он воплощает себя. Свою суть.

И он, как в храме, в стенах своего тела, среди шедевров своих мыслей и чувств, рвется к свету, что тревожит и зовет его, проникая якобы из вне, озаряя и вдохновляя на новые творения.

Но то, что отделяет его от света, лишь созданная им же преграда. Потому что он и есть свет, стремящийся стать чем-то большим…

berezhanskaya
Оцените автора
Добавить комментарий