Путевые заметки странствующей оптимистки по Иерусалиму

Наше ознакомительное путешествие по Израилю началось с осмотра Иерусалима – Вечного города Земли обетованной. Впечатления от исторических ценностей незаслуженно отодвинулись на второй план, уступив место прозаике жизни. Город немного изменился за последние четыре года и причиной таких изменений оказался простой и вместе с тем, необычный трамвай из нескольких спаренных вагонов, маршрут которого прошел через весь город.

Внешне напоминает московскую монорельсовую дорогу, но, в отличие от московского, почти беззвучно двигается по обычным рельсам, очень востребован и горожанами и многочисленными туристами. Неужели в Иерусалиме знают какой-то секрет, неведомый Москве? А, может быть, все проще — делом занимаются грамотные профессионалы, способные изначально просчитать целесообразность и ожидаемый эффект, грамотно подобрать подрядчиков, а не примитивно, как сейчас говорят «распиливать бюджет» по неоспоримому праву людей чиновных, подкрепленной личной преданностью, а, может быть, и родственными связями и материальными интересами тех, кто этот проект принимал. Куда же вы пропали – профессионалы и мастера своего дела? И снова обращение к киноклассике – «За Державу обидно!».

Второе наблюдение в аспекте сравнения и сопоставления. Израиль страна религиозных традиций.

Но вернемся в Иерусалим. Мы попали в Старый город – международный исторический и религиозный центр Иерусалима в дни осенних национальных религиозных праздников. Город обрядился в черные одежды ортодоксальных иудеев, мне показалось с очевидным перебором. И маленькие дети, и подростки, и взрослые, не говоря уже о стариках, в длинных сюртуках, черных шляпах или массивных меховых головных уборах, подвязанные талесами, с заплетенными в косички бакенбардами (пейсами).



Конечно, у них есть на это право – Израиль страна иудеев. Но, выражу свое собственное мнение, которое, ни в коей мере, не хочу ни кому навязывать и заключается оно в следующем: я ужаснулась от религиозного фанатизма этих людей и подумала о том, что как же это могут воспринимать представители других конфессий? Я вдруг поняла, как на бытовом уровне, возникает межнациональная неприязнь. Приведу один свежий пример. Старый город представляет собой удивительное место. Соседствуют бок о бок культовые объекты и торговые ряды арабов, иудеев, христиан. Взгляд постоянно выхватывает из толпы то тюрбан мусульманина, то рясу христианина, то, как будто появившуюся из столетней истории сестру милосердия с красным крестом. И это все абсолютно органично в многоликой и разноязычной людской массе. Вдруг мимо Храма гроба Господня не спеша двигаются, играя на ходу футбольным мячом, два арабских подростка. Они, не обращая ни на кого внимания, врезаются в плотную группу экскурсантов, конфликт, переросший в потасовку, возник моментально, правда, также быстро и закончился. И еще одно наблюдение на этом же месте и практически в это же время. По крутой каменной лестнице узкого прохода между торговыми рядами и площадью Храма гроба Господня двигается вереница подростков, держащих, чтобы не потеряться в толпе, друг друга за рюкзачки. Впереди молодой человек в шляпе «Аля-робинзон», замыкает группу девушка лет 18-20 с красивой восточной прической. На всех пыль дальней дороги.


Я не могла не обратить на них внимание. Чувство усилилось, когда молодой руководитель, посадил детей на рюкзачки в укромном месте и тихо стал рассказывать о Храме и религии. Потом, оставив несколько дежурных при рюкзаках, группа, сняв головные уборы, направилась в Храм. Мое удивление и восхищение усилилось, когда я узнала, что это группа учащихся с севера Израиля, что у них принято с учащимися младших классов путешествовать по своей стране, а с группами старшеклассников выезжать в европейские страны. Это ли не воспитание толерантности и межнационального взаимоуважения на деле (а не методическими пособиями).


romashka
Оцените автора
Добавить комментарий