6 озер, 3 перевала или приключение для любителей путешествовать по альпийским лугам

Летом 2015 года мы за шесть дней непринуждённо прогулялись по четырем красивейшим ущельям через три перевала!

Нашу небольшую группу на автомобиле подкинули в Каскеленское ущелье до верхнего лесхоза, расположившегося на высоте 1 800 м, и началось Путешествие. Мы прошли где-то два километра и на поляне у истока горного ручья нашли руины каменного жилища и место стоянки древних людей! Часть склона была когда-то срезана и обложена камнями, в углу, видимо, был очаг: круг закопченных камней. Всё покрылось буйной растительностью, отовсюду проросли корни. От места веяло прошлыми веками.

Мы хотели поискать клад, но нужно было спешить подняться на плато до темноты, чтобы организовать лагерь у чистой воды.

По крутой тропе, петляющей по еловому лесу, мы вышли в зону альпийских лугов и зарослей арчи. Перед нами раскинулось плато Жай на высоте 2 800 м.
На плато пасся табун лошадей, но при нашем появлении вожак увел табун вниз, не привыкли они к людям!

Мы в ущелье Южной Казачки. Удивительное место, где разделённые небольшим хребтом тихо смотрятся в голубое небо два безымянных озера (3 215 м и 3 218 м). Мы даже искупались, но было очень прохладно!

С перевала Межозерный открывается захватывающий вид на снежные вершины ущелий и стеклянную гладь озер.

На перевале пика Пограничник встретили стадо горных козлов,

пошли следом и пришли в висячую зеленую долину Кыргаулды с дивной панорамой уходящих вниз волн хребтов. После отдыха взяли штурмом осыпной перевал Кыргаулдинка (3 200 м) и наградили себя сытным обедом у моренного озера Мынжилки.

Далее наш путь шёл к реке Левый Аксай, к двойному озеру с секретом. Цирк ущелья окружен гигантскими башнями, иглами и ребрами гор, обширные ледники, низвергающие свои недвижные водопады застывшими потоками, мало — помалу тают на солнце, десятки ручьев сливаются в поток и вливаются рекой в верхнее озеро, а через скальную стену стекают в нижнее.

Стоя на вершине скалы можно видеть сразу и верхнее и нижнее озеро, а вот снизу о существовании верхнего «брата» можно и не догадаться.

Весь наш маршрут проходил по альпийским лугам и выше, это удивительно строгие и спокойные места. Изумрудный ковер оживляет цветение ярких незабудок, примул, анютиных глазок, лютиков, иван чая, горечавок и нежных эдельвейсов, тут и там попадаются низкорослые деревца стелющейся арчи, рябины и ивы.

Помедитировав у двух «братьев» — озер, спускаемся по Левому Аксаю и поднимаемся в Правый.

В Правом Аксае мощное оледенение, наш путь идет через фронтальную морену по леднику к озеру на высоте 3 484 м и дальше, на перевал Карагалинский (3 735 м). Вот немного уставшие, но счастливые, все собрались на перевале, это настоящее место силы, уходить совершенно не хочется. Сидим, смотрим на захватывающую дух панораму и глубже понимаем жизнь.

Как бы нам не хотелось задержаться подольше, продукты на исходе, пора домой. Мы тихонечко оглядываемся на снежные пики и не прощаемся с ними, а говорим до свидания. Наша группа спускаемся вниз, все полны сил, ярких впечатлений и больших планов на новые Путешествия.
Закончить хочется строчкой известной песни «лучше гор могут быть только горы»!

Полезная информация по маршруту:

— Лучшее время для путешествий по Северному Тянь-Шаню июль-сентябрь;

— Снаряжение: палатка, спальник, каримат и примус обязательны, одежда с расчетом на прохладные вечера, t ночью может опуститься до 0;

— Еда, все несем с собой, вода на всем маршруте из рек и ручьев, кристально чистых;

— Транспорт на и с маршрута мы заказали в гостевом доме рекомендованном LP у начала ущелья Аксай Valentina Geusthose www.valentina-gh.narod.ru, электронная почта — [email protected] за 100 долларов, на сайте так же есть раздел карты и мы нашли там топографическую карту 2 км в см по всему маршруту, по ней и ориентировались.

— Сопровождение, мы довольно опытные туристы, маршрут простой и мы путешествовали сами, однако если у Вас нет опыта горных походов необходимо взять гида а при желании и портера.