В отражении Антонио Гауди: причудливо - фантастическая фабрика стекла в центре саванны

«Исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света».
Антонио Гауди

Ухабистая, изнурительная дорога от столицы Кении к северо-востоку ведет в фантастическую сказку саванны. Там, на лоне дикой природы, далеко от городской суеты протекает река. То и дело она становится полноводной, выходит из берегов и преграждает путь туристам, но остается источником жизни для диких африканских животных и основательницы фабрики стекла «Китенжела Глас», Нани Кроз.

Животные, деревья, земля, вода и солнце – не «материалы» для красивой жизни в колониальном стиле, а вдохновение, движущая сила и проводники в мир ее архитектурной сказки.


«Архитектура – распределение света», — считал Антонио Гауди (испанский архитектор, создавший многочисленные памятники архитектуры в Барселоне на рубеже 19-20 вв.).

У Нани Кроз, как и у Гауди, нет выверенных геометрических объектов, только «органическая архитектура». Та, что была продиктована природой, и слилась с ней в единство по цвету и натуральной геометрической форме.

В возрасте 67 лет – она отшельница от цивилизации. Приехав в 1981 году из Европы в Кению сначала туристкой, но вскоре, переселившись в Африку навсегда, построила в центре саванны дом, а впоследствии – фабрику по производству стекла. Нани Кроз нашла место для «солнечной архитектуры» в виде объемных пространственных сооружений. В свое время в Барселоне, когда термометр зашкаливал за 50 градусов Цельсия, Гауди «тянул» свои городские сооружения по невидимой лестнице к Солнцу.


Причудливая спальня у хозяйки находится в отдельной башне. Интерьер там не менее своеобразный и запоминающийся: центральный вход с мозаичными полами и округлыми, плавающими «патокой» стенами.




В испанском парке Гауди «проползают» между туристами мозаичная саламандра и скамья – «морской змей», украшенные смесью из битого стекла, строительных отходов и керамических остатков.


А жемчужина африканского парка Нани – мозаичный плавательный бассейн с трехглавым драконом.
Сюрреалистические скульптуры выше человеческого роста в виде разнообразных животных: бегемотов, черепах, жирафов и птиц разбросаны по территории, словно, самостоятельные хозяева этого места.



Предметы интерьера от Нани популярны не только на территории Кении, но и за его пределами. В отелях, в ресторанах, в госпиталях, в банках можно увидеть множество ее шедевров из дутого стекла.





Гауди называют «гением на краю безумства», а тех, кто пытается походить на него – «глупцами». Нани Кроз наравне с «глупцами» ваяет безумные и гениальные вещи современности.




«В природе не бывает лишнего» — девиз Гауди. Спустя 88 лет со дня его смерти сегодня кажется близким Нани Кроз. Вместо глины, кожи и дерева Нани выбрала битое бутылочное стекло разных цветов, которое вручную собирали по обочинам дорог и самостоятельно перерабатывали.




На фабрике «Китенжела» нет высокотехнологичной компьютерной техники, которая могла бы привнести ненужную шаблонность.




В производстве используют ручной труд и натуральные краски.



Преобладает свобода в выражении мысли и желании созидать на благо людям. На фабрике трудятся 50 человек, и все – как одна семья. У африканцев в природе заложена могучая физическая сила и незаурядная творческая жилка. Поэтому в ладони каждого из мастеров – уникальность созданной формы предмета, душа художника и свобода самовыражения.



Гауди и Нани разгадали секрет как «творчески переработать» действительность. Небо и море – лучшие из интерьеров, а дерево и облака – идеальные скульптурные формы. Набирая энергию в природе, Антонио создавал на Земле бессмертное искусство. Его город, Барселона, стал одухотворенным символом жизни.


А в далекой Африке, в дикой саванне, архитектор Нани Кроз для тысяч людей – «своя Гауди». Она такой же творец, который одухотворяет людей и воплощает свои мечты, в рамках небольшого пусть и африканского поселения.




Отставить отзыв