«Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ!»

17 июля

Или день первый. Первый день в этой уникальной стране белых снежников… Пока ехали в бусике разговорчивого водителя глаза разбегались от того, что хотелось посмотреть на все и сразу, и поподробнее! Кавказ встречал нас предгорием, чувство того, что ты где-то в Карпатах вскоре исчезло: горы стали, как я говорю, настоящими…

Высадили нас с поселке. Еще раз все перепаковали, перекусили и двинулись в путь. В это же время в поселок привезли и группу голландцев с местными гидами. Немного пообщались с ребятами, выяснили, что начальный маршрут у нас примерно схож, что, впрочем, и не могло быть по другому. Значит пересекаться будем, и довольно часто. Действительно за день мы встречались несколько раз, приветливо махали руками друг другу и улыбались.

С дыханием у меня всегда были проблемы, а вот Вика посоветовала хорошую систему: 50 шагов — 5 выдохов. Действительно помогало.
И вот я увидела Ушбу… Что оставило неизгладимое впечатление в моем сердце.

К вечеру, не шибко и позднему, заметили лагерь голландцев. Они остановились в долине возле водопада и активно укладывались спать. Мы тоже решили, что на сегодня достаточно, и остановились рядом.

Соседи наши костров не жгли, быстренько разложились и спать. Ох уж эти иностранцы… Гидов мы пригласили к нашему костру. Познакомились, пообщались, посмеялись. Ихняя группа состояла из довольно немолодых людей, самому младшенькому было не меньше за сорок пять. И был у них еще дедуля лет под семьдесят. Все еще дружно подумали, что было бы хорошо нам просто ходить в его возрасте, а не то, что в горы идти… Гиды страшно переживали за дедулю ибо он был их единственное спасение от голландских монстров альпинизма. Дело в том, что натренированные голландцы шли бодрее своих проводников, а дедуля малость отставал, чем позволял этим самым проводникам не терять марки. И как говаривал один из них " вот ведь, ** голланцы, укурились ** и прут!" Посидели немного, долго не задерживались, завтра мы планировали встать в пять утра. Красота вокруг завораживала.

18 июля

Проснулись мы как и планировали — в пять утра. В семь уже были на маршруте. Тело немного ныло с непривычки, но начало пути было довольно простым, без особых подъемов. Я выдала особый перл гладя на постоянно видневшуюся пререди гору:

— А что это за гора впереди маячит?
Это стало одной из цитат нашего похода… Впереди маячил Эльбрус.

Коллективному разуму пришла в голову идея облегчить рюкзаки и мы оставили часть вещей, снаряжения и продуктов закидав их камнями. Через пару дней мы сюда вернемся.

Впереди ждал крутой подъем. По преодолению его Кристина заценила оной в градусов 30-35. Но у страха глаза велики и нам он казался градусов этак 60, не меньше. Самое страшное в том, что это была сыпуха. Куда бы ты не поставил руки-ноги, все под тобой сыпется. И камни летят. И люди летят. Впечатляюще проехался Серега, с самого верха, до самого низа. Потом Колька. Оба целы, но злы, что придется заново как-то карабкаться. Пришла идея кинуть веревку, но как ее достать и за что закрепить… Мрак. Лезем дальше, нервы сдают. Игорь, который Женя, говорит, что надо назад. Серега где-то там пониже заявляет, что больше ни шагу сделать не может. Я вишу над обрывом и методично долблю землю носком ботинка, чтобы хоть как-то закрепиться. Снизу Игорь матерится, чтобы я лезла дальше — он висит в еще более не выгодном положении. Спереди Колька, застрял, потому что застряли Вика и Кристина. Пожалуй, это был самый страшный момент в моей жизни.

Игорю-Жене удалось достать ледоруб и он с надежной одной опорой залез наверх и скинул таки веревку. Взбирались по очереди. Благо оставалось пару метров. Но на беду как только в мои руки попала веревка разум решил, что теперь все в порядке и ослабил бдительность: ноги сорвались. Хорошо, что снизу Игорю удалось меня словить и я его не пришибла.

В итоге все живые и с минимальными ранениями сидим отдыхаем. Но время работает не на нашу пользу, мы его потратили слишком много, надо двигаться дальше, к Терсколаку. Пропрыгали морену, но уже тут меня начало подкашивать — схватил живот. Напилась таблеток, рюкзак мне заметно облегчили, так что хоть и поздновато, но мы пришли на место ночлега.

Тут было самое впечатляющее зрелище — облака под ногами…

Улыбнуло, когда Игорь снимал видео и вещал на камеру " У нас все прекрасно, все чувствуют себя бодро и хорошо!", а Вика несла мне таблетки и суетилась " Танюша, тебе уже получше, может еще таблеточку?" %)

Ночью был дождь. Разбудил всех вопль Вики " Молния! Встаем и быстро закапываем железо!". Но тревога была ложной: гремело и сверкало далеко. Мы были выше неба, восхительно…

19 июля

Снежок дался мне не очень хорошо. Не скажу, что идти по нему было трудно, но воздуха заметно не хватало. И даже чудесная Викина система " 50-5" уже не помогала. Высота была около 3500.

Немного прошли и остановились на ледовые учения. Кувыркались с ледорубами, срывались, учились зарубаться. Не знаю, насколько усердно я старалась, но штаны на пятой точке пошли по швам… А Вика зарядила себе ледорубом в глаз, причем весьма удачно, зарядила бы чуток ниже и осталась бы без глаза… Глаз, в отместку, приобрел насыщенный зелено-фиолетовый оттенок, что весьма шло, по словам Вики, к ее цветовой гамме одежды.

Перевал взяли на три такта. Внизу открылась красота-красотища! Эльбрус во всем своем великолепии, ледяное озеро… Всегда видела такие картинки на фото, а тут своими глазами. Даже протирала их, он неверия.

Под туриком нашли записку и пакетик со вкусняшкой — сушеной папайей. В ответ написали свою и оставили халвы — бич нашего похода. Дело в том, что я, первый раз занимая должность крахобора,, тупанула с количеством халвы на душу населения. Думаю все начнут ее есть ох как не скоро… Поэтому мы старались ее деть ну куда угодно, лишь бы не есть.

Спустились вниз, немного прошли и остановились на ночевье. Довольно рано остановились, прямо у речки. Уснули быстро, утомились да и шум реки убаюкивал. Речка, надо сказать, так благотворно шумела, что даже перекрывала храп Игоря:)

20 июля

Проснулись по плану, в 5 утра. Мы с Игорем вышли пораньше, чтобы я смогла пройти побольше, пока ребята не нагонят. Взяли перевал Терскол, высота 3620. Нашли еще одну записку датированную аж-но 2010 годом, сильно удивились… Неужто ее никто не находил? Дальше надо было двигаться по леднику Ирик, остановились немного передохнуть. Натянули снярягу и потопали. Поначалу спуск был вполне себе не крутой, потом пошел вообще пологий, только беги да обходи трещины. Шли в двух связках. Мне трудновато давались кошки, снег постоянно в них застревал и они вместо того, чтобы держать меня на снегу выполняли совершенно противоположную функцию. В общем не сошлись мы с ними на «ты».

У меня и у Кольки кошки слетали с завидной периодичностью, что вызывало негативные эмоции как у нас, так и у команды. Вскоре такую ауру не выдержали и Викины коты — взяли и сломались. Благо Серега — реммастер, все же предусмотрел такую ситуацию и быстро починил их путем скручивания проволокой.

Снега местами было довольно много, так что порой проваливалась за здорово жить. Как-то, вытаскивая ногу из очередной дыры, поняла, что дна я не чувствую, глянула вниз — а там щель. Хороший повод пулей выскочить оттуда и припустить.

Дальше был крутой спуск. По словам Кристины не такой уж и крутой, но веревки бросили. Несколько раз сорвалась и на них. Наверно больше не из-за сложности спуска, а из-за страха. Страшно было так, что в голове проплывали только маты, много раз вспомнила маму и Кирку и искренне недоумевала, что я тут собственно делаю. Впрочем, я всякий раз недоумевала и вспоминала Кирку, когда надо было прыгать через очередную трещину. Но вскоре закончилось и это.

Долго скакали по камням и значительно снизили высоту, вышли в долину, дошли до места, где ранее закопали вещи и прошли чуть дальше, пока меня окончательно не обрубило. Сильно кружилась голова. Вика мрачно шутила, что я болею за всю группу, а Игорь-Женя поддакивал, что хоть кто-то опустошает аптечку. Еще как назло дала о себе знать моя травма в Карпатах, все дни пришлось шагать на обезболивающих. Бида, в общем. Решили, что надо все же что-то со мной делать. И за ужином было решено сойти с маршрута.

21 июля

С самого старта предстоял крутой подъем. Снизу он выглядел каким-то совсем устрашающим, но то ли не так страшен черт, как его малюют. То ли я хорошо взяла себя в руки, но подъем дался легко.

За часа полтора, или даже меньше, мы его взяли. Вид с этого места открылся просто потрясающий. Сидели и любовались. Ощущение нереальности происходящего опять подкатывало к голове. Там великолепно! Но надо двигаться дальше, сегодня мы должны перевалить Советский Воин.

После нескольких часов крутого подъема я потеряла сознание. Но оставалось совсем не много и идти дальше было просто необходимо. Мысли о том, что это почти конец и продержаться надо немного помогали справляться морально, но тело отказывалось слушаться.

Шли потихоньку, за мной по-пятам шла Вика с аптечкой, рюкзак разгрузили полностью. Эта дорога запомнилась только отдельными эпизодами. Помню как Кристина отдала свою шоколадку и буквально заставляла ее есть вприкуску со снегом, чтобы хоть как-то запихнуть. И спуск дюльфером с перевала. Тогда еще фотик Игоря сорвался с петли и проскакал вниз по камням, на удивление он потом работал и дальше, хоть и с некоторыми неполадками. Переход по льду, который уже успел подтаять. В общем там, где положено было идти 2 часа, мы шли 6.

Еще раз потеряла сознание, Игорь так перепугался, что чуть не снес мне челюсть — так усердно бил по щекам. Дальше я шла в обнимку с нашатырем и периодически останавливалась подышать. Вокруг только камни и лед, но место ночлега все-таки нашлось. На берегу небольшого озерка там удалось поставить две палатки, не шибко комфортно, но уснули все быстро.

22 июля

Утром я поняла, что не могу идти: ступни опухли, из ранок постоянно сочится кровь. Даже обмотав все это дело бинтом я не могла просто засунуть ногу в ботинок. Надо признать, с обувью я конкретно проштрафилась.

В этих ботинках я хожу давно, но постоянно натираю ноги. Халатно отнеслась к этому и сейчас — ну подумаешь, натрешь ноги, заклеишь пластырем, бинтиком подмотаешь, ватку приложишь и порядок, можно идти. Но не в этот раз, я просто не предполагала, что можно ТАК натереть ноги.

Спасла меня Кристинка. У нее хорошие ботинки, удобные и мягкие. А она надела мои. Шла и недоумевала, как в них вообще можно ходить. Забегая наперед: я привезла ботинки домой, но разбирая рюкзак просто выбросила их.

Дорога к поселку была не сложной, постоянно вниз, не крутой спуск. Шли практически не останавливаясь. Утром мне еще было не хорошо, потом полегчало и двигаться стали быстрее.

Жара стояла ужасная, постоянно мочили головы и майки. Майка на теле высыхала за пару минут. Вот забавное создание человек — когда вчера было холодно и натягивала все кофты, что были очень хотелось жары. Сегодня же наоборот мечтательно вспоминала снежок.

По дороге встретили местных жителей, которые разводят в горах лошадей. Попросили у них оставить часть снаряжения, ребята еще вернутся туда. А они угостили нас айраном. Очень вкусным молочным продуктом. Никакая ряженка с ним в сравнение не идет.

Пройдя чуть дальше встретили еще одну группу, сборная солянка со всего бывшего союза всех мастей и возрастов. Немного поговорили.

Собственно весь день просто монотонно топали вниз, к вечеру поняли, что останавливаться тут на ночлег не имеет смысла — нет воды, поэтому мы были вынуждены еще два часа идти к поселку, зато вышли аккурат к домикам, когда еще не наступила кромешная темнота. Развели костер, долго ужинали, болтали, вспоминали прошедшее, смеялись. Все было тепло и душевно.

Утром мы распрощались. Ребятам предстояло еще 10 дней сложных подъемов и перевалов, новые впечатления, новые красоты. А у меня еще 10 дней новых приключений, но это совсеееем другая история!:)