Гордый и воинственный Толедо

Город трех культур, средоточие испанской истории, оплот католической церкви, мастерская искусств, центр наук, бесценное наследие человечества – каких только эпитетов не придумывали для старой испанской столицы на реке Тахо.


Здесь действительно перемешались эпохи и культуры: вестготские церкви покоятся под сводами готических соборов и мавританских мечетей, между которыми каким-то невероятным образом затесались сефардские синагоги.

Чтобы размотать спутанный клубок исторических наслоений, не хватит и года. Но вкратце, собрав научные сведения и красивые легенды, историю Толедо можно описать следующим образом.

Несмотря на то, что основание города мифологи любят приписывать самому Гераклу, первый исторический документ, в котором упоминается Толедо (а точнее, Толетум), датируется 193 годом до нашей эры. От этого периода в Толедо сохранились римские руины цирка и системы водоснабжения с дамбой.

После распада и падения Римской империи город был завоеван варварами, а в начале шестого века вестготы, вытесненные франками в Испанию, основали здесь свое государство с центром в Толедо, который становится религиозной и политической столицей Испании. От тех времен в городе почти ничего не сохранилось, если не считать монеты и золотые и серебряные украшения, которые хранятся в музее вестготской культуры в церкви San Roman.


Но в 711 году господству вестготов положили конец мавры, занимавшие Толедо в течение почти четырех столетий. Мусульманское влияние было огромным, оно нашло свое отражение в многочисленных архитектурных ансамблях, таких как мечеть Bab-al-Mardum, известная сегодня как католическая церковь Cristo de la Luz.


Примерно в это же время в Толедо началось формирование еврейской общины: евреи переселялись туда, где к ним проявляли большую терпимость. Именно религиозная толерантность мусульман позволила христианам и евреям сосуществовать под владычеством мавров. Но наивысшего расцвета город достиг в правление императора Карла V. Толедо стал главной резиденцией королей Кастилии и оставался ею до 1561 года, пока его сын Филипп II не перенес столицу в Мадрид.



Чем запутаннее история города, тем сложнее его структура. Узкие улочки старых европейских городов давно уже стали притчей во языцех, но Толедо – это не просто кривые улочки, это настоящий лабиринт, в котором теряется каждый второй турист.

Все дело в том, что город расположен на холме, стены его домов настолько высоки, а улочки настолько тесные, что зачастую путешественники, всецело погрузившиеся в атмосферу Средних веков, просто не видят, куда идут. Здесь нет просторных площадей или четких указателей, в отдельных кварталах совсем нет прохожих. У заблудившегося зачастую есть только один выход – подняться на башню или колокольню какого-нибудь храма, чтобы увидеть, где он находится.





Единственное просторное место в Толедо – это Plaza de Zocodover – главная площадь города. В далекие мавританские времена треугольная площадь, построенная на руинах римской стены и первоначально носившая называние «рынок животных», была местом, где торговали рогатым скотом. В более поздние времена площадь стала жизненным центром Толедо: здесь проходили все самые главные события города — бои быков, фиесты и казни. Да и сейчас это место встречи местных жителей и заблудившихся туристов.


Если пойти отсюда в сторону улицы короля Карлоса V, то она приведет вас к Альказару — крепости, бывшей в свое время резиденцией самых могущественных в мире королей, но после многочисленных войн и пожаров постепенно разрушившейся и окончательно уничтоженной в ходе двухмесячной осады республиканскими революционерами в 1936 году. Франкисты тогда победили, крепость не пала, но была окончательно стерта с лица земли. Сейчас она полностью восстановлена и выглядит точно так же как во времена Карла V.


Но на мой взгляд архитектура этой крепости скучновата, а вот подлинный дух прошлого живет в замке San Servando, воздвигнутом в конце 11 века. Изначально это был монастырь, но впоследствии его превратили в крепость, служившую защитой от мусульманских атак. Однако мавры отступили, потенциальная угроза исчезла, и замок уже в конце XIX века превратился в исторический монумент.



На протяжении всей своей истории Толедо постоянно находился в состоянии войны: осаждаемый или завоеванный, город подвергался разрушениям, и каждый новый хозяин начинал с укрепления крепостных стен. Поэтому здесь так много ворот – этим сооружениям уделялось особое внимание. Ни одни ворота не похожи на другие, каждые из них отражают черты своей эпохи и носят красивые имена.


Самые знаменитые ворота Толедо — Puerta de Bisagra — Новые ворота Бисагра. Свой нынешний облик они обрели в середине XVI века. Ворота представляют собой своеобразную мини-крепость. Мощные цилиндрические башни внешней части ворот построены ещё арабами и обрамляют центральную часть фасада. А та часть ворот, что обращена к городу, имеет две квадратные башни с пирамидальными крышами, крытыми нарядной бело-зелёной черепицей, образующей двуглавого орла.


Бесконечные войны наложили отпечаток не только на архитектуру Толедо, но и на образ жизни его жителей. Они прославились не чем иным, как знаменитыми клинками, которые ковали еще иберы и кельты, жившие в этих местах. Беспокойная жизнь и красная земля подсказали им верное ремесло.


Доподлинно известно, что армия Ганнибала в третьем веке до нашей эры, перед походом на Рим, вооружалась именно в Толедо, где были огромные залежи железной руды.

Очень долго во всем мире не существовало искусства закалки стали, равного толедскому. Но в пятом веке нашей эры на территории Сирии появилась технология, привезенная из Северной Индии и доведенная до совершенства в Дамаске. Новые мечи с необычным рисунком на лезвиях наделяли едва ли не магическими свойствами. Поэтому при арабском владычестве искусство выплавки стали в Толедо не было так востребовано.

Зато в одиннадцатом веке с переходом Толедо к Кастилии, производство снова развернули на полную мощность: для сражений Реконкисты требовалось вооружить сотни тысяч солдат. На совершенствование технологии ушли долгие пять сотен лет, но уже к шестнадцатому веку клинки из Толедо вернули себе звание лучших. Производство процветало, экспортируя тысячи и тысячи изделий по всему миру. Оружейники многих стран предпочитали заказывать лезвия в Толедо, комплектуя их затем собственными эфесами, ножнами и прочими элементами декора. Стоимость клинков, изготовленных известными мастерами, была космической. И сегодня это весьма недешевая покупка, но лучшего сувенира из Толедо вам не найти.


Этот город окутан легендами не только об оружейных мастерах, но и о невероятных красавицах, пленявших души рыцарей и королей. С Толедо связана трагическая история любви кастильского короля Альфонса VII к еврейской девушке Эрмосе, дочери казначея. Роскошные сады толедского дворца служили местом их встреч. Завороженный ее красотой, король на семь лет затворился с девушкой в своем замке и все это время не вспоминал о своем долге перед семьей и королевством, пока, наконец, возмущенные гранды не убили разлучницу на пороге ее спальни.


Вообще, евреи играли не малую роль в истории города. Толедо был важнейшим центром культуры сефардов. Крупные еврейские кварталы (худерии) стали появляться со временем во всех районах Испании, но главным городом сефардов столетиями продолжал оставаться Толедо. Именно сюда переселялись с юга, из Кордовы, многие видные представители еврейской диаспоры.


Еврейская часть города, одна из старейших, даже сегодня остается самой уютной. Она начинается у перекрестка, где пересекаются улицы EI Salvador, Santo Tome, и Taller del Moro. Своей популярностью у туристов она обязана музею Эль Греко и церкви Святого Тома, где хранится лучшее из его полотен – «Погребение графа Оргаса».

Едва ли не весь этот район был построен на деньги Самюэля Ха-Леви, казначея короля Педро I. Предание гласит, что землю, на которой возводились здешние синагоги, доставляли напрямую из Израиля. Евреи жили в этом квартале до 1492, когда им предложили выбор — либо католичество, либо изгнание. Тогда примерно две трети еврейской общины Толедо отправились на поиски новой жизни.


Самые известные сооружения – это синагоги Santa Maria la Blanca и Transito. Судьба первой характерна для многих зданий в Толедо: изначально она была мечетью, затем ее выкупили и перестроили евреи, после еврейских погромов здесь устроили казарму и склад, затем превратили в католический храм, а теперь отреставрировали и вернули еврейской общине. Не менее красивую синагогу Трансито постигла примерно та же участь, сегодня в ней находится музей сефардов.

Чтобы окончательно не загрустить, вникая в нелегкую судьбу богоизбранного народа, стоит сменить обстановку, и лучше всего для этого подойдет какая-нибудь кондитерская.


Глаза будут разбегаться, но вы сконцентрируйтесь на главном – на марципанах. Формы и цвета марципановых пирожных невообразимы, и все они заоблачно хороши на вкус. Пробуйте все без разбора! Пусть это сочетание сахара и миндаля останется с вами на пути из славного города Толедо.

jm112
Оцените автора
Добавить комментарий