Ночь Святого Жоана – Ивана Купала по-испански

Когда я планировала свой отпуск в Испании, у меня не было намерения захватить какой-то особенный праздник. Хотелось хорошо отдохнуть. То, что я попаду на феерический, в прямом смысле слова, праздник, было полной неожиданностью и очень ярким впечатлением.

Ночь Святого Жоана в Испании приурочена к самой короткой ночи в году и дню летнего солнцестояния. Русским аналогом является Ночь на Ивана Купала, которую с переходом на новое летоисчисление перенесли на 6 июля, однако астрономически правильной является дата 21-22 июня.

Впервые о том, что намечается Nit de Sant Joan, мы услышали во время ознакомительной поездки по Барселоне на Bus Touristic, где диктор упоминал, что праздник отмечается широко, и на следующий день после него во многих магазинах и конторах выходной. Потом, вернувшись в Малград де Мар (городок недалеко от Барселоны, где мы остановились), в разговоре с русскоязычным гидом я выяснила, что праздник будет завтра, 23 июня, и что местное население обычно отмечает его на пляже.

В этот же день в нашем отеле начались приготовления к колдовской ночи. Но кто же станет следить за анимацией в отеле, когда можно увидеть своими глазами, как отмечают праздник аборигены.

Признаться, у меня не было никакого представления, чего ждать от праздника. Гид сообщил, что местное население «жжет костры и устраивает пикник». Во сколько начнется действо, было непонятно, так что вечером мы пошли наугад в сторону большого собора – храма Святого Николая в нашем городке Малград де Мар.

Уже на подходах к храму стало ясно, что происходит нечто. Грохот и запах дыма донеслись до нас метров за 500 до цели, и мы побежали на звук. Это было потрясающе!

Театрализованное шествие, в начале которого шла группа молодежи с барабанными, которые отбивали очень энергичный ритм.

За ними шествовали мальчишки 7-10 лет, одетые в костюмы в средневековой стилистике, которые несли в руках факелы.

Далее шествовал оркестр номер два, которые подыгрывали барабанам на волынках. И уже после этого шла толпа зрителей из числа испанцев и туристов. И в середине шествия выступал главный персонаж – летучая мышь.

Огромный пластиковый макет летучей мыши нес на себе взрослый мужчина (похоже, это было тяжело, так как мужчины постоянно менялись). В лапы этому оранжевому чудищу периодически вставляли петарды, которые с оглушительным свистом начинали искрить и дымить, а кукла крутилась вокруг себя под бой барабанов и звуки волынки.

Впечатления это все создавало совершенно невероятные! Из тихого предсказуемого отеля попасть на настоящий праздник, не показушный, для туристов, а устроенный местной общиной для жителей городка, и не просто смотреть, а участвовать в шествии, быть внутри процесса – это было удивительно!

Неторопливо, с остановками для огненных мышиных танцев, шествие, а вместе с ним и мы, дошло до пляжа. К этому моменту уже стемнело. И мы увидели площадь, уставленную столами, полными еды, за которыми собрались испанские семьи. Рядом на мангалах жарили шашлыки и сосиски, за столами собрались и стар, и млад. Было множество семей с колясками и малышней 2-5 лет, и это несмотря на постоянные взрывы петард то тут, то там.

Похоже, испанцы приучают своих детей к громким звукам с самого раннего детства. Признаться, мне так и не удалось адаптироваться к обстановке, когда вокруг постоянно что-то взрывается, летит вверх по непредсказуемой траектории, а иногда и тебе под ноги. Было немного страшно. Но взрывы и свист были, похоже, одним из главных удовольствий для участников праздника, а к технике безопасности испанцы относятся с благородным презрением.

Но шествием и пикником праздник не ограничился. На пляже был сооружен огромный костер из деревянных ящиков. По настоящему огромный – выше человеческого роста.

Барабанщики подошли к костру, и под ритмичный бой несколько мужчин подожгли эту груду дерева.

Это был самый большой костер, который я видела в жизни. Широкий-широкий пляж, где то в темноте шумит море, черное небо, а в центре – пылающий шар, немного страшный, и завораживающий…

Кстати, в этот день у меня был день рождения, и то, что мы случайно попали на этот праздник, было самым приятным и удивительным сюрпризом за всю поездку.

Запечатлеть все краски этого зрелища было трудно, в темноте фотографии вышли нерезкими. Но на них виден масштаб мероприятия. Что мне понравилось особенно – что жители этого маленького городка сами для себя организовали такой яркий праздник; что люди целыми семьями собирались в одном месте, и отмечали этот праздник, как будто они родственники; что даже малышня принимала участие в действе и не менее бойко, чем взрослые, взрывала хлопушки. Было ощущение, что мы случайно попали на очень теплое семейное торжество, и были гостеприимно встречены хозяевами.

Ближе к 12 ночи мы вернулись в номер, а взрывы продолжали греметь до 4 утра. Когда на следующий день я спросила в отеле, всегда ли так долго взрывают на Ночь Святого Жоана, администратор ответила, что в ее молодые годы петарды были дешевле, и взрывы начинались за неделю до праздника и продолжались еще неделю после. Видимо, в этой любви к огню проявлен национальный характер испанцев.

P.S. Вернувшись из отпуска, я поделилась впечатлениями об увиденном, на что моя коллега сказала, что дважды отдыхала в Испании в этот период времени в том же регионе, но ни разу не видела подобного торжества. Из чего я сделала вывод, что мне очень повезло побывать на настоящей Ночи Святого Жоана.