Музей завоеваний с богатым прошлым в "Бардо"

Предисловие

Позвольте начать мой рассказ с предисловия и вспомнить о восьмом крестовом походе, который выпал на участь Туниса, находящийся в то время под правлением Хафсидов. Это было последнее вторжение христиан на землю арабов.

А начиналось всё так. Тринадцатый век. Правление Людовика девятого, который со своей армией отправляется в путь с двумя сыновьями Иоанном Тристаном, Филиппом и невесткой в такой нелёгкий поход.
Французские корабли достигают берега Туниса, захватывают сторожевую башню, который охраняют мавры и разбивают лагерь, чтобы начать приготовление к осаде города.
Однако тут случается непредвиденное: плохое питание в лагере приводит к вспышке дизентерии и многие солдаты, включая царевича Иоанна Тристана, а потом самого короля погибают.

Вскоре на подмогу приходит король Сицилии Карл I Анжуйский с войском, они оттесняют войско мавров и приблизились к городу. Испугавшись натиска крестоносцев правитель Туниса заключает с врагом договор, согласно которого обязывался платить дань королю Сицилии, а христианским священникам было позволено проводить службы в городе.
Но что было в этом более всего ужасное, что по дороге домой разразился необыкновенной силы шторм, в котором погибает четыре тысячи французских солдат и в их числе погибает жена нового наследника трона Филиппа III.
Поход потерпел полное фиаско с такими потерями, в котором новый король лишился отца, брата и своей жены.

Когда я наткнулась на эту информацию, связанную с правлением в то время Хафсидов, о котором хочу начать моё повествование, то невольно задаюсь вопросом — а стоил ли этот поход всех этих бед?

Тунис оказался в истории той страной, которая могла служить доказательством человеческой жадности, неуёмного аппетита и быть тем куском земли, судьба которой была быть всегда кем-то завоёванным.
Каждый человек стремиться к своей цели. У каждого она разная. Всё зависит от того, что мы оставим после себя? О завоевании короля написано несколько сухих фраз, и в Тунисе я не слышала об этом. А что тут сказать? Последний крестовый поход утратил куда более, чем приобрёл. Таков исход.

Как часто человек, стремящийся поработить всё больше и больше не понимает, что в конечном итоге ему достанутся жалкий клочок земли, где упокоиться его тело или же он не получит даже и это клочка.
Однако думали ли поработители этой страны об этом, когда каждый раз, их нога ступала на берег этого государства? Безусловно нет.
Множество раз завоёванная, перестроенная и перекроена на свой лад, трижды меняющая веру земля тому доказательство за две тысячи лет.

Музей великих империй

Случай с королём Франции всего лишь жалкая крупица в истории, их противник династия Хафсидов продержалась всего триста лет и таки оставила о себе упоминание – дворец тринадцатого века, который неизвестно когда был начат, однако именно под крышей этого здания мы можем увидеть всю историю Туниса. Историю завоеваний, историю тех, кто пришёл и установил свои правила, доказательства вторжения, работы мастеров, которым посчастливилось оставить свой след, перед тем, как покинуть этот мир навсегда. Не важно ты король или простолюдин. В твоих руках право оставить след или кануть в лету бесследно.
Именно под сводами этого дворца, который со временем превратился в современный музей мы можем действительно посмотреть прошлое. Его настоящее имя «Бардо».

Только подумать это место открывает нам залы Карфагена, Римской империи, Византии, арабских султанов, османской империи.

До сих пор здесь хранятся остатки той роскоши, которая окружала царскую семью и их подданных. Потолки и стены с лепниной в арабском стиле ещё обладают неповторимым шиком. Также сохранились комнаты жён султана, где теперь находятся более старинные античные предметы времён римской империи чем сам построенный дворец.

Подумать только, что именно в этом месте обитали венценосные особы, их семьи, поданные. Плелись жестокие интриги, заговоры, а теперь здесь хранятся воспоминания о не менее жестоком правлении предшествующих и последующих империй до и за правлением арабов. Странное, согласитесь, сочетание завоеваний, когда-то поработивших одну и ту же землю, и которые так похожи друг на друга.

В войнах рождаются познания нового

Однако давайте посмотрим на эти нашествия с другой стороны Чуть-чуть больше позитивней, и вернёмся к предисловию о последнем крестовом походе, с которого я описала сначала.
Казалось бы, что было толку от крестовых походов? Так вот, толк был только для загнивающей и грязной на то время Европы, так как именно на Востоке они узнали о трудах великих учёных, физиков, математиков. Они соприкоснулись с другой медициной, предметами гигиены и впервые узнали, что такое мыло, которое в то время готовилось в Сирии.

В седьмом веке арабская династия Аглабидов построила огромные бассейны, которые успешно функционируют и сейчас – другими словами система очищения воды. И был ещё один не мало важный аспект – именно арабский мир сохранил все труды великих учёных и философов древней Греции и перевёл на арабский язык. Поэтому для Европы познание Востока стало судьбоносным.

Большие перемены перевернули жизнь многих стран.

Однако тут опять большое но. Что сделали арабы, когда пришли в Тунис? Правильно, прежде всего, стали рушить римские храмы, и все чудные постройки той эпохи чтобы воздвигнуть в основном мечети.

Так в городе Кейруане можно наблюдать такой момент в истории. Вся постройка внутри мечети состоит с колонн из храмов и вилл прежних хозяев страны и даже существует одно доказательство хаотичного использования разрушенных зданий — надпись из римской эпохи которую даже не удосужились перевернуть, а просто использовали как обыкновенный строительный материал.

Другой пример такого грандиозного изменения – изгнанные арабы из Испании в период правления Изабеллы Кастильской нашли приют в том же полюбившимся всеми завоевателями Тунисе и красивый римский акведук тут же был разобран на камни и превратился в военный форт.

Интересный момент в самом музее «Бардо» – это изувеченные статуи, которым были отрублены некоторые части тела — опять след фанатичных арабов, Удивительно, что даже статуи претерпели существенное изменение.

Однако если вспомнить завоевания – Карфагена. Чем были лучше римляне, разрушившие всё до основания и осыпавшие землю солью, а потом те же камни собирали и превращали в свою роскошную провинцию? Ничем, тот же почерк перевоплощение чужого мира в свой собственный.

Поэтому когда ты входишь в одну залу – ты переносишься в эпоху Карфагена и его славного прошлого, от которого остались почти примитивные скульптуры, грозные боги, которым по мнению некоторых учёных приносили в жертву детей, бросая их живьём в огонь, однако в последнюю версию я не верю. Скорее это придумал грозный соперник Рим в ту эпоху ещё молодой и дерзкий.

А потом мы попадаем в их собственную эпоху, следы которой здесь выставлены слишком много – это раскопки на протяжении всего времени, с вилл богатых патрициев, которые обожали проводить время в Северной Африке. Настенные и напольные мозаики. Сцены из повседневной жизни и сцены из жизни античных богов. Мозаики свозили с разных городов страны, а на их место оставляли копию, Поэтому было интересно увидеть ту же самую напольную картинку с виллы Лабирея в городе Удна в музее Бардо.

Стоит отметить, что сразу же чувствуешь разницу между культурой Карфагена и Рима. Скульптура выполнена более искуснее, и лишена грубых черт, чем до завоевания Римом.

И смотришь на прошлое в красочных картинках созданных из мелких разноцветных кусочков и думаешь – как можно было передать всю прелесть в таких мельчайших и красочных деталях? Какими были наши далёкие предки? И понимаешь, что они были такими же как и мы. Они так же охотились, собирали урожай, ловили рыбу, ухаживали за собой, испытывали радость и горечь, только были более кровожадными, потому, что не ходим мы в амфитеатры, а если и ходим, то только на экскурсию, а не смотреть на кровавые бои.

Когда ты смотришь на головы канувших в лету императоров, не излучающих ничего, кроме, как понимания «выживает сильнейший», то понимаешь лучше фразу которую однажды сказала Агриппина, мать известного императора Нерона. Когда предсказали, что её сын взойдёт на трон, но убьёт её, то такие слова этой женщины могли бы были быть произнесены только в это время и в этой империи. Она сказала следующее: «Ну и пусть убьёт. Лишь бы правил».

Не правда ли довольно странно было бы услышать нечто подобное в наше время?

А вот и символ музея поэт Вергилий с музами, написавший известную Энеиду, которую перед смертью почему-то завещал её сжечь.

Из любопытства я решила прочитать пару известных фраз этого поэта и нашла там такие же актуальные фразы по сей день.

«Не все ли равно, хитростью или доблестью победил ты врага?»
«Они могут (добиться победы), потому что они в этом убеждены».

«Нет никакого спасения в войне.» — Эти фразы могут ассоциироваться у меня лишь с порабощением Римом Карфагена.

Однако неожиданно перед нашим взором предстаёт коллекция найденная под водой из затонувшего корабля по близости города Махдии. Найдена она была в начале двадцатого века французским археологом Альфредом Мерленом, который был в то время директором музея. Эта была эпоха, когда Тунис был колонией Франции – последнее завоевание Туниса.

Никто не знает точно откуда и куда направлялся корабль, однако тут можно лишь предполагать, что груз доставлялся для некоего состоятельного человека, который хотел украсить свой сад изысканными скульптурами и колоннами, однако не судьба была ему получить произведения искусства, так как на море разразился ужасный шторм и корабль скрылся под волнами и затаился на морском дне навсегда. К сожалению или к везению этого француза, который смог вместе с командой одного корабля в нелёгких условиях в то время нырять под воду и найти необыкновенное множество предметов, которые сейчас занимают почётное место в музее.

Это послужило началу подводной археологии.

Когда ты видишь эти произведения искусства воочию, то понимаешь, что даже пролежав многие сотни лет под водой они сохраняют свою неповторимость и красоту.

Все эти империи положили конец и начало новых эпох и нового Карфагена, менялась архитектура уклад жизни вера и именно в этом музее можно увидеть, как преображался Карфаген с приходом к власти нового мира.

Ты внимательно рассматриваешь каждое произведение искусства, каждую скульптуру и предметы быта, которым тысячи лет и понимаешь, что мир не мог стоять на месте, завоевания сменяли завоеваниями и новая империя превосходила таки предыдущую.
Однако такие перемены на протяжении всех завоеваний влекли за собой насилие, убийство, грабежи и рабство побеждённого народа.

И как бы не красиво было взирать на все эти предметы прошлого – понимаешь, каковой на самом деле была жизнь в то время за красивыми мозаиками и скульптурами, украшающими когда-то сады богатых господ.

Безусловно, люди учились друг у друга, перенимали многие знания и технологии, но перед этим им предстояло пройти все круги ада.

«Одно спасение у побежденных — не надеяться ни на какое спасение» — Читаем мы опять у Вергилия.
Поэтому сейчас, когда люди путешествуют по разных странах и открывают для себя новые миры, традиции, новые возможности – стоит только добавить к сказанному – пусть история прошлого больше не повторяется, пусть она остаётся всего лишь в мире, из которого мы должны лишь взять уроки, ведь куда важно прикоснуться к новому не соприкасаясь с насилием.
— Время уносит все. – Как сказал когда-то тот же Вергилий.
Оставим же трагическое прошлое только музеям.Зал Карфагена.Зал Карфагена. Великая империя. Маленький домашний алтарь для подношений богамКрасота и утончённость дворца сохранила дух его бывшых обитателей, династии Хафсидов.Настенные и потолочные украшения не могут не восхищать и хорошо сочетаються со всеми античными экспонатами музеяГлавный зал музея, украшенный исключительно древне-римскими статуями и мозаикой. В прошлом эта часть дворца была открытым внутренним дворикомЭто надгробье тоже поместили в главной части залаПокидая главный зал я заметила две статуи, которые стояли в коридоре, они были в тени и почти не замеченные.Эти женщины мне понравились. Это одна из них. Головы грозных императоров. Их прикрепляли к уже готовому красивому туловищу и держали на нём, пока эти венценосные особы не покидали этот мир. Потом, они оставались смещены и сейчас в таком виде составляют число музейных экспонатов.Прекрасные мозаики, сцены из жизни античных богов и богинь, сцены из повседневной жизни простых смертныхВарварское ображение с античными статуями, которым фанатичные арабы откололи некоторые части телаЭта мозаика — подленнык из города Удна из виллы «Лабирея».Её поместили в главном зале. Сходство с копией просто поражаетКомнаты жён султана. Сохранились в превосходном сотоянииСимвол музея — Вергилий древне-римский поэт с музамиЗнаменитые бассены Аглабидов. Очисные сооружения с 7 века. До сих пор функционируютКолонны с мечети с 7 века в Кейруане. Все было похищено с древних дворцов, вилл и храмов Парадокс. Строительный материл для мечети был выбран хаочтино, поэтому никого не заботило, что было написано на камнях. Как результат — блоки были установлены вверх ногами. Находки с морского дна, найденные Альфредом Мерленом, директором музея «Бардо» в начале 20 века.

Отставить отзыв