Украинские Карпаты — сказочное место!

В этом году мои близнецы — Алиса и Марго — идут первый раз в первый класс. И я решила, что нужно детям устроить что-то необыкновенно полезное и интересное — свозить их в украинские Карпаты.

Мы - Алиса и Марго - сестрички и двойняшки!
Мы, конечно, и сами живем на Украине, но на востоке страны, на берегу Азовского моря, а тут… западная Украина, горы, лес. Еще у нас есть хорошая привычка: дома мы много гуляем, да не просто гуляем в песочнице или на детской площадке, а совершаем своеобразные марш-броски по нашему городу. Сначала, когда дети были маленькие, мы ходили от 1 до 3 км в день, теперь ходим до 8 км. Нам даже родственники подарили шагомер! «В горах нужно много ходить, так что, наша привычка пригодится» — подумала я. Итак, взяв детей и бабушку в охапку, мы отправились в Карпаты. Первое впечатление — это, конечно, воздух: первые два дня он валил меня и детей с ног своей свежестью и прозрачностью, поэтому пришлось высыпаться. Место, где мы остановились, находится в трех километрах от известного водного курорта Моршин, с одной стороны — поле, с другой стороны — лес. В воздухе смешивается запах молодых ёлок, сладковатый аромат цветущей дикой земляники, свежескошенной травы и полевых цветов, древесный привкус высоких буков, и всё это прохладным шлейфом опоясывает свежесть тающих снегов на вершине Карпат, принесенная горными речками и водопадами в долину. Настоящая природная ароматерапия — надышаться просто невозможно!

Изучив все в радиусе пяти километров, мы решили отправиться глубже в лес. Карпатский лес — это что-то удивительное и сказочное: начинаешь верить, что действие всех славянских сказок происходило именно в этом лесу. И как в сказке, чем глубже заходишь в лес, тем темнее становится… Прогулки у нас обычно длительные, поэтому мы взяли с собой немного провианта и воды: Марго любит бутерброды, а Алиска больше орехи и сладости. И вот мы нашли пенёк, и сели на него, чтобы «съесть пирожок». Где-то наверху зашуршало, мы все по инерции подняли головы вверх: «Мама, белочки!» — закричали мои девчонки в один голос. Да какие смелые! С самой верхушки деревьев они молнией спускались до самой земли, почти нам под ноги и с такой же скоростью поднимались наверх.Карпатские белочки

Где-то вверху слышалась дробь дятла, глухое кукование кукушки, а вот звонкая песня лягушек доносилась откуда-то совсем рядом. Эта песня и привела нас к лесному карпатскому озеру. На первый взгляд, озеро, как озеро, ничего особенного. Но если присмотреться, на берегу лежит «сказочный» камень, на нем сидит большая лягушка и смотрит на нас — наверняка, это та самая царевна-лягушка из известной сказки. Мы решили обойти озеро. Не сделав и десятка шагов, Марго закричала: «Мама, убегаем, тут змея ядовитая!». На берегу озера, в единственном месте, куда сквозь кроны деревьев пробивались лучи солнца, грелся ужик — маленький, тоненький, безобидный. Стараясь его не тревожить, прошли дальше, а он даже не поднял свою маленькую головку с желтыми пятнышками, чтобы посмотреть на нас. Озеро было усыпано бусинками кувшинок: очень хотелось сорвать хоть одну, но лесные озера опасны — нам оставалось лишь любоваться. Карпатское озероШли долго, усталость давала о себе знать, и тут вдруг, среди толстых стволов буков, мы увидели… оленя, чуть дальше от него — олененок! Не поверите, усталость как рукой сняло! И тут Алиска вспомнила, что у нас есть Маргошины бутерброды: «Мама, а давай дадим им хлеба?». Я тихонько, чтобы не спугнуть животных, достала из нашего рюкзачка бутерброды, и аккуратно положила их пенёк. Мама-олениха несмело подошла к пеньку и, понюхав, стала есть. Олененок почему-то так и оставался стоять далеко от нас — видимо, боялся подойти.

Изучив лесное царство Карпат, на следующий день мы решили отправиться непосредственно в горы — посмотреть на Скалы Довбуша. Тем, кто не знает, Олекса Довбуш — это народный карпатский герой XVIII века. Сам горный ансамбль состоит из нескольких скал, которые можно с одной стороны обойти по удобной широкой дороге и выйти на центральную равнину среди них, или пойти узкой, неудобной и достаточно опасной тропинкой через скалы. В народе есть легенда, которая называет эту тропу «чистилищем»: якобы человек, прошедший по этой тропе и вышедший на равнину, очищается от всех грехов. Казалось бы, что особенного, но в некоторых местах расстояние между скал шириной всего 20-30 сантиметров! ЧистилищеЧувства противоречивые и неописуемые: пещера между скал все темнее и темнее, писк и шуршание крыльев летучих мышей, эхо капающей воды — кажется, что выхода отсюда нет! Некоторое время двигаешься в сумерках, протискиваясь в эти 30 сантиметров и начинаешь думать, что пора бы похудеть и заняться собой, даешь мысленные обещания пойти в спортзал… Ну, у детей-то меньше грехов, поэтому они быстро прошмыгнули по тропе. Когда впереди показывается тонкий, как паутинка, луч света, тут-то РЕАЛЬНО понимаешь, что такое «свет в конце туннеля». Вот они: заветная поверхность, глоток воздуха, свет солнца! Начинаешь ценить то, что воспринимаешь как должное. Алиса и Марго, оказавшись наверху, с неподдельным удивлением сказали: «Мама, у нас настоящие приключения, как у Даши из мультика (мультик „Даша-следопыт“ или Dora the Explorer)».

Наверху нас ожидал целый ансамбль скальных пещер, но наше внимание привлекла одна сказочная и необычная скала: если хорошо присмотреться, то можно разглядеть изображение льва. Скала Лев в КарпатахПо народной легенде, этот лев охраняет зарытые здесь сокровища, которые еще никто не нашел. Еще там есть лестница, по которой можно взобраться на «гриву» этого льва — и оценить потрясающий вид на Прикарпатье. Там же, наверху, есть Камень Желаний, к которому можно прикоснуться и загадать заветное желание.

Следующий день — Каменецкий водопад и Долина Святослава. Долина Святослава — огромнейшая равнина среди Карпатских гор, покрытая бархатным ковром зеленой травки и тонюсенькими бело-сиреневыми полевыми цветочками, настолько крошечными, что из них даже невозможно сделать букетик.Долина Святослава

Где-то далеко в горах виднеется голубая ниточка Каменецкого водопада, который берет свое начало высоко в горах. Мы, конечно, взяли с собой купальные костюмы, но купаться в водопаде никто не рискнул: температура воды при температуре воздуха в 27 градусов составляла всего 8°С. Поднявшись еще, мы вышли к Мертвому озеру. Затянутая густой темно-зеленой тиной поверхность, где ничто не шелохнется, в конце стоит высоченный обожженный бук без сердцевины.Из сердцевины сделали трембитуКак потом мы узнали, в него когда-то попала молния, а сердцевину потом из него достали мастера и сделали трембиту. Оказывается, карпатский народный инструмент — трембиту — делают из сердцевины бука, пораженного молнией и только. А озеро называется «мертвым» по опять-таки народной легенде: если три раза человек обойдет это озеро против часовой стрелки, то в нем умрут его все горести и беды, неудачи и проблемы.

В общем, за время отпуска — а у нас его было всего десять дней в начале этого мая — мы посетили заповедный санаторий-замок «Карпаты», сад цветущей сакуры и магнолий, Мукачевский замок Илоны Зрини, купались в термальных источниках Берегово, посетили Гошевский монастырь, обедали в настоящей карпатской колыбе. За время нашего отдыха мы вывели свою формулу: воздух + вода + впечатления от путешествий = качественный запоминающийся отпуск.
Отдых
Для себя решили, что еще раз непременно приедем в эти места, ведь мы не успели попасть в Центр Европы, Долину нарциссов, бассейн Солотвино. Желаем всем приятных отпусков, свежих впечатлений и радости в жизни. Если кому-то интересно, расскажу, где мы останавливались и как туда добраться.