Зачем брать с собой ребенка, все равно не запомнит, все равно заскучает

Родителей перед отпуском из года в год ждет одна и та же глобальная дилемма: взять дитя с собой или оставить няне/бабушке/в лагере. Тут и сомнения в том, что с ребенком удастся отдохнуть, и опасения за здоровье чада, и неуверенность в собственных силах и способности сориентироваться на местности при наличии дополнительного шумового фона. И еще много чего другого. Само возникновение не свидетельствует ни о том, что родители плохие, ни о том, что они хорошие, — задумываются и мечтают остаться хоть ненадолго наедине со своей некогда второй половинкой все.

Кто-то с пеной у рта доказывает, что смена климата вредна для малыша.

Кто-то напирает на то, что родители только больше устанут от такого отпуска.

Кто-то уверяет, что именно «там» ребенок намного большему научится и обогатит свои познания.

Кто-то считает, что как раз отпуск – чуть ли не единственная возможность в нашем мире побыть и отцу, и матери вместе с собственным отпрыском, наконец, наиграться, набаловать, выказать всю полноту собственной любви.

Каждый аргумент имеет под собой некое основание, и спорить по любому из пунктов можно до умопомрачения. Но пара аргументов против того, чтобы взять собственного ребенка с собой в отпуск или путешествие, видятся мне совершенно пустыми, чтобы не сказать глупыми.

1. Очень часто я «слышу» на просторах очередных многостраничных интернет-прений на тему путешествий с детьми «зачем тащить с собой ребенка, он ведь все равно ничего не запомнит».

Запомнит или нет?

Начну сразу с середины. Самое интересное, что запоминать они (дети) начинают очень рано. Кто-то просто не удивится или обрадуется, кто-то вдруг произносет «я здесь уже был», а кто-то полноценно опишет ситуацию, произошедшую с ним в прошлом году.

Моя дочь сейчас, в 4,5 года, вспоминает забавные моменты из нашей прошлогодней азиатской поездки. Причем не глобальные моменты, а то, как в подружкином бунгало жила летучая мышь, а еще как-то та же подружка забыла в поезде пакет с обувью, и мы ехали на остров первые, а она догоняла. Да, из Москвы ситуации кажутся довольно выдающимися, но на общем фоне поездки это просто проза жизни.

Зачем им эти воспоминания, нужны ли они, сказываются ли они специальным образом на детском развитии – я не знаю, да и не о том все это. А о том, что таки запоминают. И запоминать начинают очень рано. Уже с двух лет дети способны кое-что помнить чуть ли не всю жизнь (это из личного, так сказать).

Значит ли это, что малышей до двух лет нужно с легким сердцем оставлять дома, потому что они все равно ничего не запомнят?

Уверена, что это не так. Может, и не так важно, что годовалый ребенок не уверен, как говорит собака, зато подражает реву слона и щелканью гекконов. Это, скорее, родителям приятно, что их детеныш не совсем среднестатистически-советский.
Но на уровне ощущений, телесной памяти малыши привыкают к каким-то вещам, происходящим с ними в дороге. К изменениям, к возможности альтернатив.

А что, нужно обязательно помнить?

Впрочем, даже если опустить тот момент, что даже дошкольники запоминают довольно многое, а непременное ли это условие удавшегося путешествия или отпуска – запомнить все? Разве происшествие, которое мы забудем через пару недель, в моменте от этого становится менее ярким, дарит более слабые эмоции? Думается мне, вспоминаем мы конкретику или забываем, ощущение «мне там было хорошо» остается в любом случае. А создание этого «хорошо» — уже дело родителей. И оно совсем не зависит (вернее, зависит не только) от количества достопримечательностей, звездности гостиницы, наличия или отсутствия коляски или непременного посещения парка аттракционов.

Так что, во-первых, зачастую запомнит. А во-вторых, даже если не запомнит — не за этим едем.


2. Что вообще ребенку делать во взрослом путешествии? Он же все равно будет скучать, пусть вскапывает грядки на даче.

А будет ли скучать?

А вы никогда не замечали, что дети плюют на красивых кукол и пластиковые машинки, и зачем-то выворачивают все содержимое кухонных шкафов, до родительского исступления колотя сковородкой по кафельному полу? А когда вы выносите полугодовалую кроху на улицу и устраиваете на мягком пледе, даже напрочь не умеющий ползать ребенок бешеным кузнечиком минует разложенные перед ним дорогие игрушки и со счастливой мордочкой погружает пальцы в песок, камни в рот и голову в соседний куст?

Дети – они такие. Как сказала одна моя подруга, «моей дочери интересно расскажи про подколесное пространство машины, она туда с полчаса будет заинтересованно пялиться». Так и есть. Игрушки и песочница, хотя дети их и обожают, не являются непременным атрибутом интересности.

Ведро воды с ковшиком в Азии легко заменяет полтора часа просмотра «Мишек Гамми». Домик на раз делается из стула и покрывала, любой парк с подачи родителя может стать таинственным волшебным лесом, в пещерах удобно искать волков, в море – пытаться утопить кокос (в него еще с берега можно камушки забрасывать), за зоопарк сойдет соседская собака (правда, не любая), половина Европы вообще выглядит, как замок.

Как всегда, все зависит от подачи родителя. Если на каждое детское восхищенное «ой, мама, это ж прям… корабль/замок/подземелье/пиратский остров» реагировать, например, «зай, ну какой корабль! помойка это!» то, бесспорно, дитя может и заскучать.


Так что, дорогие родители, давайте будем честными с собой. Оставляя ребенка с бабушкой, мы либо отправляемся в неблагополучный с эпидемиологической точки зрения регион, либо просто жутко устали от непрерывного исполнения роли родителя, и мечтаем провести в тишине хоть несколько дней. В чем нет ничего страшного. Но не надо этих «заскучает и не запомнит».

api
Оцените автора
Добавить комментарий