Как совершенно непростительно и не полезно поглощать итальянскую пиццу на лету, так непозволительно бежать марафон по Риму, стараясь охватить все и сразу. Каждая составляющая, каждый «орган» города требуют особо пристального внимания и осмысления. Но ведь мы, туристы, всегда жаждем проглотить город целиком, совершенно не дав его отдельным частям перевариться. А что делать и как избежать несварения, если на Рим отводится четыре дня? Об этом далее пойдет речь.
Для меня Рим — идеальный город во всем. Терапевтическое место, исцеляющее и душу, и тело. Мягкий освежающий воздух, все время играющий с запахами фисташкового ликера, эспрессо, лимонного мороженого, сырной пиццы и холодного камня. Колышущиеся кроны пиний, чей силуэт в городе такой же неотъемлемый, как и Колизей. Разливающаяся, как струи воды в римских фонтанах, сладострастная итальянская речь из уст жизнерадостных и доброжелательных жителей города.
Рим — это элегантный темноволосый красавец, едущий на своем мотоцикле к Замку Святого Ангела, пересекая через мост Тибр и, оставляя за собой шлейф дыма и вкусного парфюма. Рим — это теплая и нежная аура каждого дома, каждой площади, каждого собора, каждой траттории, каждого завитка на здании, каждого итальянца. Рим — это животрепещущий восторг, который ты испытываешь, окунаясь то в античность, то в барокко, то в современность. Рим обнимает. Рим никогда не хочет отпускать.
И сколько раз ты бы ни посещал великую столицу Италии, Рим навсегда останется городом, которому нужно посвятить всю свою жизнь, детально изучая философию его бытия и внутренний мир.
Римские каникулы. День первый: открываем новое и возвращаемся к старому
Первый день в Риме может вскружить голову и утомить ноги. Поэтому, не стоит забывать, что впереди еще три дня и программу максимум можно успеть выполнить. И даже перевыполнить. А, если вы в Риме, как и я, уже бывали несколько раз, то торопиться точно уж не стоит.
Пьяцца Република и Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
Начать свой маршрут можно с любой точки. Мы начали его с самой близлежащей от нашей гостиницы — с площади Республики.
Просторная, суетливая и грязноватая. Блошиный рынок, где можно приобрести раритетные пластинки Майкла Джексона, книги об искусстве, старинные открытки, плакаты. Фруктовые лавки со свежими манго, кокосами и папайей. В центре — фонтан Наяд. А, став к нему спиной, приковываешь внимание на древние стены храма Святой Марии, Ангелов и мучеников.
Построенный на месте руин терм Диоклетиана, храм стал для меня настоящим открытием. Оригинальность постройки и деталей впечатляет с самого входа. На многовековых дверях храма — скульптуры Христа, Девы Марии и архангела Гавриила — своеобразная и необычная трактовка сцены Благовещения и распятия. Внутри не менее интересно и нестандартно, чем снаружи. Церковная утварь контрастирует с космической тематикой (витражами, маятником Фуко, солнечными часами). Входя, не забудьте посмотреть налево, где за решеткой на пьедестале лежит мраморная, гигантская, усеченная голова Иоанна Крестителя, выполненная польским художником-современником. А справа, словно сошедшая с фильма ужасов, скульптура ангела, которую очень любят фотографировать туристы.
Через несколько дней после посещения храма я узнала от местного жителя, что это последний проект Микеланджело и место, где отпевали Федерико Феллини.
Чтобы добраться сюда, необходимо доехать до вокзала Термини или до станции метро «Republica», а затем пройти пешком около 10 минут.
Часы работы Santa Maria degli Angeli e dei Martiri: пн-вс 7:00-18:30. Вход бесплатный.
Фонтана ди Треви
Обойти стороной квинтэссенцию всех посещаемых точек в Риме и самый красивый, на мой взгляд, фонтан во всем мире — невозможно. Понять, что Треви недалеко от вас — легко. Уже за несколько кварталов слышен звонкий и мощный поток водных струй, а звуки человеческих голосов создают иллюзию будто вы на птичьем рынке. Эта гигантская конструкция в барочном стиле Николо Сальви поражает с первых минут, как только ты заходишь за угол и устремляешь свой взор на изогнутые фигуры, которые окружают триумфального титана Океана.
Фонтан Треви — мое самое любимое место в Риме, даже несмотря на большое скопление людей. Место, где безоблачно веришь в свои мечты, кидая монету в фонтан, и, где чуть не плачешь от восторга.
Добраться до фонтана можно на метро линии А до станции Barberini или Spagna, а затем пройти немного пешком.
Пьяцца Венеция
Площадь Венеции — центр Рима, одна из самых высоких его точек. Алтарь Отечества, вычурная и белоснежная конструкция с изобилием колонн и статуй, является сердцем площади и монументом объединителю Италии Виктору Эммануилу II. Алтарь нередко служит объектом для насмешек и презрения со стороны местных экскурсоводов, эдакая Эйфелевая башня в прошлом. Как только его не называют: и «Печатная машинка», и «Вставная челюсть», и «Свадебный торт», и «Чернильница», и даже «Унитаз»…
Но гиды в этом плане абсолютно некомпетентны. Представить город без этого сооружения невозможно. Да и объехать тоже. Куда бы вы не ехали, не проехать мимо Алтаря Отечества не получится. Когда стоишь у самого монумента и окидываешь взглядом всю площадь, откуда начинается Виа дель Корсо, чувствуешь то самое объятие города, вырваться из которого нелегко.
Через Алтарь Отечества можно подняться на его смотровую площадку. Вход — 7 €.
До площади можно добраться на метро и выйти на остановке Colosseo, откуда идти по Фори Империали 5 минут.
Капитолийский холм и Пьяцца дель Кампидольо
Если свернуть направо от Алтаря Отечества, то оказываешься у широкой лестницы Кордоната, которая ведет на Капитолийский холм. Именно тут когда-то возник Древний Рим. Это не только самый значимый холм, но еще и самый невысокий и небольшой по площади в Риме. Все то, что видит современник, находясь на холме, создано по замыслу Микеланджело — и лестница Кордоната, и Капитолийская площадь, и фасад Дворца сенаторов.
В центре площади — статуя-копия Марка Аврелия, оригинал которой можно увидеть в Капитолийском музее. На площади всегда очень много молодоженых и различных политических лозунгов, которые вывешивают на лестнице Сената. В августе, к примеру, там во всю красовался плакат с изображением Юлии Тимошенко со словами «Libert? per Julia Timoshenko».
Капитолийский музей
Музейный комплекс занимает часть дворцов, которые окружают Пьяццу дель Кампидольо. Основную и главную коллекцию произведений искусства можно увидеть в Палаццо деи Консерватори и Палаццо Нуово. Вход — с первого.
«Железно» увидеть! Скульптуры: «Капитолийская волчица», «Умирающий галл», «Марсий», «Медуза Горгона», «Мальчик, вынимающий занозу», оригинальную статую Марка Аврелия, остатки от колоссального монумента Константина. Картины: «Гадалка» и «Св. Иоанн Креститель» Караваджо, «Св. Себастьян» Гвидо Рении, «Ромул и Рем» Рубенса.
Сайт: www.museicapitolini.org
Время работы: вт-вс, 09:00 — 20:00.
Как добраться: остановка метро Colosseo.
Вход: 13 €. А для студентов и пенсионеров — 11 €.
Любой день, проведенный в Италии, обязан заканчиваться в уютной траттории. Посвятив весь вечер Капитолийскому музею (он, к слову, работает до 20.00), на пути к своей гостинице мы случайно наткнулись на маленький ресторан Ristorante al Viminale. Холодное белое сухое вино и Spaghetti alla vongole — отменное завершение первого дня в Риме после долгой разлуки!
Адрес ресторана: Piazza del Viminale, 3.
Совсем скоро читайте продолжение гида по Риму. Замок Святого Ангела, Вилла Боргезе, Колизей и многое другое ждут Вас!
Текст и фото: Дарианна Олейникова
Путеводитель по Риму: День второй
Путеводитель по Риму: День третий
Путеводитель по Риму: День четвертый