Тайланд. Найди свою статую Будды

Яркая и несколько театрализованная архитектура тайских храмов – одна из непременных составляющих очарования страны. Сидящие, возлежащие и стоящие статуи и статуэтки Будды – ещё один её непременный атрибут. Непривычному взгляду избыточность деталей и того, и другого кажется странной, но добавляющей свои штришки в экзотическую атмосферу.

Однако у каждого нюанса здесь есть свой смысл и сакральное значение, и если разобраться хотя бы с самыми поверхностными из них, любоваться на ваты и заполняющие их внутри, а также обступающие снаружи священные изображения основоположника древнейшей из мировых религий станет заметно интереснее.

Зачем тебе такие длинные уши? Или немного о деталях

Каждый, кто любовался статуями Будды – в Индии ли, в Японии, в Тайланде или ещё где-то – наверняка обращал внимание на некоторые своеобразные особенности его анатомии. Длинные мочки ушей, необычная форма головы, удлинённые ступни и кисти рук… Все эти детали неизменны практически для всех изображений Сиддхартхи Гаутамы (так Будду звали до просветления).

Насколько известно, первые изображения основоположника древнейшей из мировых религий появились где-то в первом или втором веках нашей эры – через 500 или 600 лет после смерти Будды. Появились они в Индии, и уже оттуда распространились по другим регионам – по мере того, как буддизм становился всё более популярным. Каждая из особенностей, отличающих статуи, является канонической – эти признаки указывают на величие Гаутамы, и каждая поза, каждый жест имеют своё значение.

Изображение непременно должно иметь 32 основные характеристики и порядка 80 второстепенных – только в этом случае статуя будет достойна занять своё место в храме. Среди таких особенностей – плоские ступни; выступающие пятки; длинные и тонкие пальцы рук и ног (причём все пальцы ног одной длины, да и пальцы рук, кроме большого, тоже); симметрично округлённая грудь; львиные челюсти (и сорок зубов); подобная королевскому тюрбану голова… Между бровями – родинка, поросшая мягкими белыми волосами. На ступнях – изображения колеса о тысяче спиц. Руки гибкие, как хобот слона. Никаких вен, мышц, суставов, прорисованных под кожей. Ну, и так далее.

Большой Будда, Пхукет
Самое интересное – это попытаться разобраться, а почему же Будда так сильно отличается от прочих людей? Трактовки на этот счёт существуют самые разные. Например, по одной версии, длина ушей Гаутамы (а они у него достигают плеч) связана с его королевским происхождением – якобы, уши вытянулись в результате ношения тяжёлых драгоценных серёг во времена его праздной и роскошной дворцовой жизни. По другой же, это символ того, что Будда слышит всё, происходящее в мире.

Если развивать последнюю версию дальше, то урна между бровями (родинка – или углубление, изображают по-разному) – это третий глаз, который у Будды, естественно открыт, позволяя ему прозревать буквально всё. Ушниша – возвышение на голове – показывает его глубокую мудрость, а улыбка и выражение лица демонстрируют внутреннюю гармонию, в которой находится познавший путь избавления от страданий и возвращения в нирвану Гаутама.

Впрочем, есть и более оригинальная гипотеза довольно-таки необычной анатомии божества. Согласно ей, скульптуры изображают Будду в полном соответствии с тем, как он выглядел, и каждая статуя может похвастаться абсолютным портретным сходством с оригиналом. А выглядел он так, поскольку относился не к человеческой расе, а к одной из более древних – не то к лемурийцам, не то к атлантам.

Приверженцы этой версии утверждают, что их рост был гораздо выше, чем у пришедших позже людей, что форма век, тел и головы напрямую связана с образом жизни предшественников человечества – они, по преданию, были амфибиями, отсюда и обтекаемые формы, и изогнутые веки, призванные защищать глаза на глубине… Говорят, представители этих рас до сих пор существуют на Земле – кто в загадочной Шамбале, кто в таинственных пещерах с температурой не выше 5?С, где они сидят в состоянии «самадхи» (или «сомати») – готовые в любой момент вернуться к жизни, а пока присматривающие за происходящим вокруг из астрального мира.

Как оно на самом деле, сказать трудно, но статуи Будды, определённо, гораздо интереснее разглядывать, прикидывая, что может значить та или иная деталь и рисуя в воображении те далёкие времена, когда избалованный принц впервые столкнулся со страданием и смертью и отправился искать истину, отказавшись от высокого положения и безмятежной жизни.

Статуи Будды неподалёку от храма Ват Сирей, остров Ко Сирей, Пхукет

Как найти «свою» статую? Или немного об исполнении желаний

Считается, что каждый человек, обращаясь к Будде с просьбой и принося ему дары (букетик орхидей, ароматические палочки, клочок сусального золота), будет с большей вероятностью услышан, если побеседует со статуей того дня недели, в который он был рождён.

Если вы появились на свет в понедельник – ищите стоящего Будду, выставившего ладони перед собой на уровне груди. Это Панг кхам самут – Будда, останавливающий океан (кстати, эти статуэтки характерны в основном именно для Тайланда и редко встречаются в других странах). Считается, что главное предназначение людей понедельника – быть хорошими наставниками и что для них не проблема доступно излагать свои мысли.

Вторнику покровительствует лежащий Будда, он покоится на правом боку, подложив руку под голову. Это статуя Панг сайяат, на ступнях её обычно изображены 108 признаков божества. Люди, родившиеся во вторник, по мнению тайцев, удачливы и везучи, все победы достаются им чрезвычайно легко.

На среду приходится целых две статуи, выбор зависит от того, родились ли вы до обеда или после. В первом случае ваша статуя – Панг ум баат, стоящий Будда с чашей для подаяний в руках. В Тайланде считают, что такие люди вряд ли будут сильно богатыми, их сильная сторона в другом – это умение общаться, смирение и понимание. Для тех, кто появился на свет во второй половине дня, финансовый прогноз более благоприятный, им покровительствует принимающий подношения Будда Панг пха ле лай. Он сидит на западный манер (то есть, на стуле), положив левую ладонь на бедро, а правую – на колено, а перед ним стоят протягивающие дары обезьяна с сотами мёда и слон с водой.

Статуи Будды в храме Ват Чалонг, Пхукет
Люди четверга – фантазёры (в хорошем смысле слова), впрочем, воображением их данные не ограничиваются – они также отличаются удачливостью и умением эффективно решать самые сложные задачи. Их статуя – медитирующий в позе лотоса Будда с руками, сложенными чашей на коленях, его называют Панг самати.

Будда пятницы – созерцатель, он стоит, сложив руки напротив груди, правая поверх левой. Его называют «Будда размышления», Панг рам пыонг, и он покровительствует путешественникам, тем, кто постоянно находится в поиске и не боится перемен, – именно этими качествами, как говорят тайцы, наделены родившиеся в пятницу люди.

Вы явились в этот мир в субботу? Ищите Будду, сидящего в позе медитатции на Наге под защитой его семи голов с капюшонами, здесь его называют Панг Наг прок. Вам можно позавидовать – говорят, что рождённым в субботу сопутствует неизменная удача буквально во всём.

Ну, и наконец, воскресенье – ему соответствует статуя Панг тавай наэт, стоящий Будда сложил правую руку поверх левой на уровне бёдер. В этот день рождаются чувствительные, тонкие художественные натуры, наделённые сильной интуицией и чувством прекрасного, именно им и стоит загадывать желания перед размышляющим о сущем Панг тавай наэт.

Храм Ват Пра Тонг, Пхукет

Как он там оказался? Или немного про статую под землёй

Один из самых известных храмов на Пхукете – это Ват Пра Тонг (Wat Phra Thong), с которым связана мрачноватая легенда. Некогда здесь пас буйвола мальчик, который сначала привязал животное к непонятному штырю, торчавшему из-под земли, а потом, заинтересовавшись происхождением штыря, попытался его выкопать. Ничем хорошим это не закончилось – мальчик в тот же день заболел и умер. Та же печальная участь постигла и буйвола.

Расстроенный отец мальчика, погрузившись в беспокойный сон, увидел своего сына, который указал ему на золотой штырь и объяснил, что это статуя Будды, которую непременно нужно выкопать. Далее следует череда попыток изъять святыню из-под земли, которым препятствуют то шершни с осами, то нашествие муравьёв, то внезапные болезни.

В итоге выход из ситуации подсказал некий монах родом из Суккотая – он предложил попросту возвести храм вокруг частично отрытой скульптуры, не тревожа её больше. Так и появился Ват Пра Тонг. У него есть и второе название – Ват Пра Пуд (Wat Phra Phud), то есть, «храм Будды, торчащего из-под земли». А о самой статуе тайцы отзываются как о Луанг По Пра Тонг (Luang Poh Phra Thong) – «Золотом лике Будды».

Храм открыт с 8.00 до 17.30, посещение бесплатное, но желательно сделать небольшое пожертвование. При храме действует небольшой этнографический музей, в экспозиции которого представлены кинжалы, маски, одежда, предметы культа, старинные книги, китайские вазы и многое другое. Посещение музея также бесплатное, но и здесь приветствуется посильный взнос – деньги пойдут на поддержание и расширение экспозиции.

Ольга Ладыгина

Отставить отзыв