Пекин глазами «западника»: странности и очарование Китая

Предлагаю продолжить начатый на прошлой неделе разговор о Пекине. В один материал всё, что может удивить в китайской столице человека с Запада (Востоком особо не интересующегося), не помещается.

Заполняя перед поездкой анкету для получения китайской визы, в графе «профессия» я честно указала – «журналист». В агентстве, через которое я эту самую визу оформляла, на меня посмотрели как на душевнобольную: — «Какой журналист, Вы что?! Так, мы за Вас всё заполним, напишем, что Вы безработная». Безработной мне визу дали без проблем.

В информационном отношении Китай действительно страна закрытая. Достаточно вспомнить про тамошнюю интернет-цензуру («великий китайский файрвол»), заблокировавшую YouTube и частично Wikipedia, а также многолетнюю эпопею Китай VS Google (компания там работает, но то и дело собирается из поднебесной уходить).

Что совершенно не мешает вполне доброжелательному отношению большинства местных жителей к иностранцам, особенно европейцам и прочим гостям с Запада, таким чудным и не похожим на азиатов. Впрочем, об этом я уже писала.

Особенности национального обмена (валют)

О чём я ещё не говорила, так это о том, с чем точно придется столкнуться всем иностранным туристам в Китае. Это обмен валюты.

Эта простая процедура в Пекине превращается в целую эпопею.

Чтобы обменять некоторое количество евро или долларов на юани (кстати, правильное, официальное название китайской национальной валюты – жэньминьби) надо заполнить бланк, указав паспортные данные и точную сумму иностранной валюты, которую Вы меняете, и предъявить загранпаспорт.

Паспорт нужен не просто из формальности, он официально подтверждает: иностранную валюту вы меняете не просто так, забавы для, а у вас есть веский повод такими вещами заниматься – вы иностранец. Для местных эта процедура, говорят, сложнее.

Сотрудник банка ваши бумаги отксерит и выдаст вам деньги и квитанцию (или оригинал бланка, который вы заполняли), которую лучше не терять. Если у вас останутся лишние юани, и вы захотите обменять их обратно на доллары/евро, без квитанции вы этого сделать не сможете.

Я меняла деньги в Пекине дважды, оба раза доллары на юани (наоборот не пробовала). В первый раз вместе со мной в банке была подруга, говорящая по-китайски, и вся процедура заняла минут 20 от силы.

А вот во второй раз, когда я пришла одна и объяснялась с банковскими сотрудниками на английском, удовольствие растянулось больше чем на час. Правда, это было в другом банке, и там была довольно большая очередь, но диковинным зверем, от которого сотрудники банка чуть ли не шарахались, я себя ощутила в полной мере.


Кто-то, прочитав всё написанное выше, наверное, задастся вопросом, зачем туда вообще ехать, в этот чудной Китай? Встречный вопрос: а вы за границу едете, чтобы там в интернете зависать и деньги туда-сюда менять? Ведь нет же!

Архитектурные странности

В Китай однозначно стоит ехать хотя бы для того, чтоб увидеть собственными глазами местную архитектуру. Человеку, привыкшему к голым каменным стенам европейских крепостей и нашим деревянным часовенкам, построенным без единого гвоздя и белокаменным кремлям, китайские деревянные постройки с буйством ярко-красных и жёлтых, насыщенных зеленых и синих красок, кажутся чем-то волшебным. Этакой яркой детской фантазией, реализованной с недетским мастерством.


Первое, что удивляет и озадачивает: внешне дворцовые и храмовые постройки (ну, кроме характерных пагод) не отличаются.

У меня в Пекине есть приятель-китаец, с которым мы вместе учились в Испании (ну бывает, да). В последний день моего пребывания в Пекине он и его жена пригласили меня поужинать.

«Слушай», — спросила я, закручивая в тонкий блинчик (больше похожий на лаваш, чем наши блины) очередной кусочек утки по-пекински, — «Вот в Европе я смотрю и вижу: вот крепость, вон собор, а тут никак не пойму по виду, что передо мной, дворец или храм. Как их различать чисто внешне, внутрь не заходя, если не знаешь, что это?»

Приятель на мгновение завис, задумавшись над ответом, потом махнул рукой, дожевал и сказал: «Не переживай, мы их тоже по виду не различаем».

И дворцовые, и храмовые комплексы в Пекине представляют собой систему дворов и садов. Мы-то привыкли, что дворец (хоть королевская резиденция, хоть усадьба знатного вельможи) это большое здание со множеством комнат: голубая гостиная, красная гостиная, парадная спальня хозяйки (королевы или дворянки), библиотека, бальная зала, тронный зал, конечно…


В одном из известнейших памятников Пекина Запретном городе, который, кстати, так называют только иностранцы, по-китайски он называется просто «Древний дворец», вы ничего такого не увидите. Крытые галереи и прочие постройки, где сейчас выставлены древние фарфоровые вазы, рукописи, предметы роскоши и быта, образуют большие прямоугольники или квадраты. Внутри одной из этих рамок (самой большой) огромный мощеный двор, ближе к концу которого брошен кубик тронного зала.

Не менее знаменитый Летний императорский дворец – огромный парк, по которому разбросаны отдельные постройки, большие и малые, по фэн-шую есть гора (большая) и водоём (огромный). Глядя, скажем, на пекинский Храм Ламы, я больших различий в его и дворцовой архитектуре не нашла. Хотя, может быть, специалисты её видят?


Впрочем, пышный декор и символика его цветов и орнаментов – тема для отдельного разговора, тут это не поместится. Единственное, о чем не удержусь и скажу: заметили, вход в здания обычно охраняют каменные или металлические львы.

Внешне они одинаковые (оба с гривой), но один из них мальчик, а другая девочка. Отличить их можно потому, что у льва под одной лапой шар (аля держава, та, которая пара королевскому скипетру), а у львицы – львенок, с которым она играет (правда, на некоторых статуях львенок выглядит скорее раздавленным, чем забавляющимся).


Но самая удивительная постройка это, конечно, Великая стена. Пусть голые камни, без буйства красок, но какой вид! Вблизи Пекина находятся несколько участков стены, разной степени сохранности, один из самых посещаемых туристами – Бадалин.

Стена не монолитная, как многие думают, а состоит из отрезков разной длины. Иногда она упирается в скалу и, естественно, прерывается. А за скалой начинается новый участок стены.


Порой стена так круто уходит вниз или, наоборот, взмывает почти отвесно вверх, что теория про то, что по ней ездили какие-то груженые повозки кажется бредом. Это ж не лошадь нужно запрягать, а горного козла!

Кстати, местные, даже старички-пенсионеры, очень легко бегают по крутым спускам и подъемам. Еще бы, ведь прогулки по горам и холмам тут любят – в каждом парке должна быть гора. По фэн-шую.

sxizma
Оцените автора
Добавить комментарий