Замки последнего сказочного короля в Баварии

В прошлом месяце вот здесь я начала рассказ о Баварии.

«Это прекрасная страна», — чуть было не написала я, потому что её действительно воспринимаешь как отдельную страну, совершенно самобытную. Когда я вспоминаю об этой поездке, не говорю, что была в Германии. «В Баварии», — неизменно произношу я.

Утром раненько в третий день отправились мы к замку Нойшванштайн, который в два предыдущих вечера заманчиво красовался высоко на скале. Таким мы его увидели в первый день, когда приехали в Швангау, фото сделано в трех шагах от отеля:

Перед поездкой я особо не изучала баварский маршрут и не знала в подробностях, что меня ждет наверху. В горку мы заезжали на автобусе, вместе с толпой японских туристов, которые, как водится, были очень шумные и при фотоаппаратах. Гид скомандовал: «Как только автобус остановится, вы быстренько выходите и, пока они пересчитывают своих, бежите за мной. Про бежите — это я не шучу. Иначе будете иметь семейные фотографии с японцами».

Я благодарна нашему гиду, потому что помимо всего прочего образовался еще и эффект неожиданности. Когда я забежала на Мариинский мост и взглянула в сторону замка, дыхание перехватило. Я с уверенностью могу сказать, что это был один из самых потрясающих видов в моей жизни. Те минуты полного восторга, которые я испытала на мосту, останутся навсегда со мной.

Как на ладони — потрясающая панорама. Сказочный замок, вдохновивший Петра Чайковского на создание величайшей музыки. Бескрайние зеленые поля с островками красных черепичных крыш и колокольнями, голубое небо, лазурное озеро и предгорья Альп на горизонте.

В другую сторону:

Ни одна фотография не сможет передать всё великолепие этого вида. Нужно самому стоять на мосту и замирать от восхищения (кстати, зимой виды не менее прекрасные, НО! Мариинский мост может быть закрыт из-за опасности гололеда, и лучший вид в жизни может с вами не случиться).

А потом пришли японцы. Мы побежали от них дальше. На подступах к замку:

Во дворе:

Дальше была экскурсия по замку. Впечатляющая. Это замок из сказки. С тронным залом из сказки. Впрочем, при жизни короля так и не достроенным. Трона в нём нет.

В роскошной спальне чувствуешь себя немного неуютно. Именно отсюда короля увезли в замок Берг, чтобы объявить душевнобольным и недееспособным. А совсем скоро после этого при загадочных обстоятельствах он погиб.

С одного из балконов виден Мариинский мост:

Забежав в сувенирный магазин и купив пивную открывалку (а что ещё в Баварии?), мы пошли прогуляться, у нас было полчаса (в очередной раз я горько пожалела о том, что время ограничено).

Вниз мы спускались уже без автобуса, на своих ногах. С места сбора был симпатичный вид на замок Хоэншвангау, что находится неподалеку:

Нас ждал путь в замок Линдерхоф. По дороге мы остановились возле красивейшего Планзее.

Линдерхоф — замок поскромнее. Я бы его назвала резиденцией. Здесь Людвиг жил в последние годы, когда уже совершенно не проявлял интереса к внешнему миру. С ним был адъютант, который подыскивал королю красивых мальчиков. Внутреннее убранство дворца подавляет своей роскошью. Одна спальня наверняка обошлась баварской казне в баснословную сумму. Золота в ней хватит на бюджет какого-нибудь маленького государства.

Кстати, своеобразная ирония судьбы. Опустошая казну для постройки своих замков, Людвиг обеспечил бесперебойное её пополнение в наши дни. Только Нойшванштайн посещает больше миллиона туристов в год. А ещё есть Херренкимзее, задуманный как «маленький Версаль» (Людвиг был поклонником своего французского тезки, короля-солнце Людовика XIV, которого считал идеальным монархом).

В Херренкимзее мы не были, а вот в Линдерхофе такая концентрация красоты вокруг, что Людвига благословляешь за его безумие. Конечно, и половины этой красоты не получилось бы, не будь вокруг таких потрясающих ландшафтов. Но настолько гармонично вписать замок в окружающую действительность — это тоже большое искусство.

Самое интересное в замке Линдерхоф — это грот. К нему нужно добираться по довольно крутой возвышенности, но это стоит того. Огромное помещение, выполненное в виде пещеры. Стены и сталактиты из бетона. Пруд, на нем сказочная ладья. Здесь Людвиг слушал своего любимого Вагнера, предавался мечтам и наверняка еще чему-нибудь предавался. Для оборудования грота были использованы самые современные технологии того времени. Помещение отапливалось и подсвечивалось лампочками с цветными стеклами. Атмосферу описать невозможно. Это нужно видеть.

На этом наша экскурсия закончилась. Мы загрузились в микроавтобус и поехали сначала в городок Оберамергау, где пообедали, а потом взяли курс на Прагу.

Что могу сказать в итоге. Бавария прекрасна. В ней прекрасны творения и природы, и рук человеческих.

Перед тем как ехать, можно посмотреть фильм «Людвиг». На мой взгляд, прекрасно передана атмосфера. Вообще личность Людвига привлекала многих писателей и режиссеров, это не единственный фильм.

Последнего короля Баварии можно считать безумцем. Или человеком, рожденным много позже, чем следовало. Или гением, по ошибке ставшим наследником трона. Но им нельзя не восхищаться, глядя на его замки. Нельзя не шептать тихое «спасибо», стоя на Мариинском мосту, пока его запруживает толпа шумных японских туристов.