Ладакх: в поисках подлинной духовности


Чтобы обрести подлинное внутреннее спокойствие, иногда требуется совершить путешествие туда, где время остановилось, где в цене не материальные блага, а дружелюбие и взаимопомощь.

По следам travel-журналиста Ли Маршалла отправляемся в отдаленный буддийский регион Ладакх (Ladakh) на севере Индии, где через простые и понятные вещи: деревенский быт, традиционный уклад жизни, прогулки к монастырям, проживание бок о бок с крестьянами, можно попытаться обрести гармонию.

Ладакх иногда называют «Индийским Тибетом», из-за его схожести с культурой и природой Тибета. В прошлом регион процветал, так как он находился на перекрестке торговых путей, через него проходил Великий Шелковый Путь, а буддийские пилигримы основали множество монастырей на пути следования из Индии в Тибет. В 50-х годах прошлого столетия Тибет попал под экспансию Китая, торговля прекратилась и регион пришел в упадок. Но ухудшение экономической ситуации не повлияло на культурное и духовное самосознание местных жителей. Напротив, из-за оккупации Тибета Китаем, с последовавшей культурной революцией (в результате которой Тибет лишился большинства уникальных памятников культуры), Ладакх стал второй родиной тибетского буддизма.

Ладакх обосновался в верховьях священной реки Инд между двумя горными системами Куньлунь и Гималаями. Это высочайшее плато Индии, и также это один из самых высоких регионов в мире, где постоянно проживают люди. Большинство деревень находятся на высоте 3 200 — 4 000 метров (для сравнения в Альпах на этой высоте лежит постоянный снег). Несмотря на это, в Ладакхе есть хорошие дороги с твердым покрытием и запутанная система горных троп для пешеходов и караванов. За состоянием дорог следят военные силы Индии и организация пограничных дорог, известная своими веселыми дорожными знаками “After Whisky, Driving Risky” (После виски вождение рискованно) или “Darling I Like You — But Not So Fast” (Дорогая, ты мне нравишься, но не так быстро).

Климат в Ладакхе суровый. Зимой это одно из самых холодных мест на земле – январские температуры колеблются от -8C до -30С. И по сей день излюбленной зимней одеждой среди местных остаются традиционный мужской и женский зимний шерстяной плащ (goncha или phiran). Широкие и свободные плащи не только хорошо сохраняют тепло, но также под ними удобно размещать бутылки с горячей водой во время длительных путешествий.?


Можно выделить три фактора, которые сформировали ландшафт и культуру Ладакха: буддизм, эффективное управление водными ресурсами, стратегическое местоположение между Индией и Тибетом.

В 1974 году регион был открыт для туризма. Первыми туристами стали европейские, американские и австралийские хиппи и бэкпекеры. Их прельщали уединенность и удаленность Ладакха, аура буддийской трансцендентности и то обстоятельство, что проживание здесь обходилось крайне дешево, всего в несколько рупий.

Сегодня образ туриста стал меняться. Пусть медленно, но здесь начинает развиваться направление эксклюзивного туризма. Сюда едут все больше состоятельных людей в поисках душевного покоя, обретения внутреннего равновесия, но при этом желающих жить в комфортабельных условиях. К счастью, развитие этого направления туризма не привело к разрушению того, что делает это место особенным, а именно: традиционного образа жизни, духовности и религиозности. Так же радует, что Ладакх не пошел по пути Бутана, который защищает свой “эксклюзивный” воздух взиманием платы в 200 долларов в день. ??

В 2004 году предприниматель из Мумбаи Jamshyd Sethna учредил программу Shakti Himalaya. Суть программы заключается в том, чтобы туристы могли останавливаться в домах местных жителей. Shakti Himalaya арендуют первые этажи домов у уважаемых деревенских жителей, реконструируют их в гостевой дом в минималистском стиле индийского шика.

В таком гостевом доме может останавливаться только одна пара или семья. С ними вместе в доме находится специальный проводник, который составляет ежедневную программу на основании интересов и физических возможностей гостей, шеф-повар и, по крайней мере, четыре или пять других сотрудников, обеспечивающих высокий уровень сервиса. ??Домовладельцы не только получают прибыль от аренды помещений, но и возможность оборудовать в доме новые душ и туалет, удобные кровати и солнечные батареи. Как правило, гости живут в домах с конца мая до конца сентября, в остальное время в этих помещениях живут хозяева дома и, разумеется, пользуются всеми благами.

Shakti Himalaya также участвует в общественных проектах. В частности, они оказали существенную помощь для восстановления региона после разрушительных паводков, прокатившихся через Ладакх в августе 2010 года. ??Гостям размещение в деревенских домах тоже идет на пользу: таким образом они могут лучше понять местную культуру, обычаи, удивительно прочную связь ладакхцев с землей.

В Гималаях идея классического осмотра достопримечательностей не приносит полного удовлетворения. Конечно, нужно посетить буддийские монастыри, дворцы и замки, начальную школу Шей и кобальтово-синее озеро Пангонг, недалеко от границы с Тибетом, ставшее известным после выхода популярного болливудского фильма «3 Идиота» (3 Idiots). В регионе даже есть пара музеев, достойных посещения. Но подлинным сокровищем Ладакха являются его люди, которые, несмотря на суровые условия проживания, сумели сохранить себя, свой быт и свою культуру.

Путешествие по Ладакх начинается с прилета в крупнейший город региона Лех. Оттуда путешественники отправляются по деревням Гималаев, где они живут у местных жителей, разделяя с ними кров и еду. Как правило, первый день уходит на акклиматизацию к высокогорному воздуху. Деревня Шей, наверное, мало чем отличается от других поселений этого края. Крестьяне занимаются выращиванием ячменя. Вся земля вокруг деревни распахана под поля, со сложной системой ирригационных каналов. Только островки диких ирисов разбавляют картину вспаханных полей.

Гуляя по окраинам Шей, нам попалась группа школьников, возвращающихся из школы по домам. Удивило, что школьники резко меняют направление движения, следуя многочисленным маленьким плотинам. Позже гид объяснил, что они никогда не идут напрямую через свежевспаханные поля. Урожай ячменя лежит в основе выживания деревни. Место, где период земледелия такой короткий, а зимы холодные и затяжные, поля священны и труд земледельца тоже и даже дети в полной мере осознают это.

С приходом весны и периода сева, можно увидеть как крестьяне идут вслед за запряженным в плуг дзо (помесь быка и яка) и разбрасывают семена. Это труд коллективный. Под «семьёй» в Ладакх подразумеваются не люди объединенные родственными связями, а принцип взаимопомощи, когда все помогают делать общее дело. В Ладакх это система, известная как llhangsd — инструменты являются общими, множество рук, делают тяжелую работу более легкой. Сегодня соседи помогают сажать семена или собирать урожай вам, а завтра вы помогаете соседям делать то же самое.
?
Драгоценные воды Ладакха, которые собираются из горных ручьев в длинные, выложенные камнем оросительные каналы, распределяется по тому же кооперативному принципу. В деревне выбирается churpon (водяной судья), который в порядке очереди распределяет воду по семьям. Потоки воды контролируются самодельными дамбами и шлюзами. ??И похоже, что никто не злоупотребляет этой системой.

Ладакхийцы, по своей природе, мирные и покладистые. Они излучают спокойствие. Худшим оскорблением для них является выражение schon chan «гневливый человек, тот, кто слишком быстро гневается». И в этом смысле термин акклиматизация принимает новое значение: это не только привыкнуть к высоте, но и приспособиться к той части Индии, где никто не ссорится на улицах и где людям чужда жажда наживы.

Блуждая вдоль оросительных каналов и полей, можно попрактиковать новое приветствие Jullay! Это универсальное слово, охватывающее среди других смыслов «здравствуйте», «до свидания» и «доброго здоровья!’. В деревне Шей через Инд перекинут железный мост военного назначения. Местные жители украсили его разноцветными буддийскими молитвенными флагами, которые красиво развиваются на вечернем ветерке. И даже такая мелочь отражает отношение местных к войне и милитаризованным силам.

Кстати, китайцы построили промышленный комплекс у истоков Инда в Тибете, поэтому сегодня здесь ниже по течению, Инд представляет лишь слабую тень былого величия. Но его берега по-прежнему представляют археологическую и культурную ценность. Вдоль берегов Инда можно найти множество доисторических наскальных изображений охотников и их добычи.?

В Ладакхе до сих пор распространена полиандрия (многомужество). Многомужество позволяет снизить численность населения, в местности, где ресурсы ограничены. Это важно и препятствует разделению семей на более маленькие образования. Также это гарантирует, что земля и недвижимость останутся во владении одной расширенной семьи.?? По причине полиандрии в Ладакхи много незамужних женщин, многие из которых становятся буддийскими монахинями.


Религия гармонично вписана в ландшафт Гималайского плато. Многочисленные храмы и ступы, многим из которых сотни лет, возвышаются над холмами и горными хребтами, которые окружают долину.

Большинство деревень имеют длинные мани (mani) стены. Они выложены из камней, на которых вырезаны или написаны мантры. Их оставляют жители деревни, покидающие родные края, чтобы вернуться живым и здоровыми. В путешествии вам могут встретится люди, которые большую часть прожили в стенах монастыря, а потом вернулись к мирской жизни.
Стоит посетить утреннюю молитву в Монастыре Thikse, одном из крупнейших в регионе. Он напоминает Лхасу в миниатюре, с его храмами, возвышающимися один над другим на склоне холма. В монастыре живет более 100 монахов реформистского желтого ордена Гелуг-па, установленном в Тибете в начале 15-го века. Чтобы успеть к утренней молитве, встать придется в 5 утра. Затем подъем на крышу самого высокого здания, откуда хорошо видно как два монаха собирают монахов на молитву, дуя в трубу из длинных раковин.


После молитвы всем раздают soldja, подсоленный масляный чай, который здесь пьют литрами. Вкус чая очень непривычен, так что чтобы его полюбить понадобиться много времени и не один литр.??

Интересен также монастырь Hemis, с его музеем драгоценных статуй, священными текстами и реликвиями, привезенными сюда монахами красного ордена во время оккупации Тибета.

В Монастыре Alchi, укрывшемся в долине с аккуратными полями ячменя и яркими брызгами желтых цветов горчицы, сохранилась подлинная реликвия: образец ранней фрески махаяна Будды датируемая 11 веком. Они более тонкие и изысканные, чем более поздние фрески школы Ваджраяны, изображают сцены, отсылающие к княжескому светскому искусству Монгольской империи: женщины, украшенные драгоценными камнями, сцены охоты, вино, льющееся из драгоценных сосудов.

Завершается путешествие в Стоке – богатой деревне, где проживает номинальный царь Ладакха. Не имея никаких правящих полномочий, король участвует в церемониях и ратует за сохранение традиционного образа жизни.?

Кроме посещения монастырей, туристы могут сплавиться по реке Занскар. Любители трудностей, могут спуститься на велосипеде по перевалу Khardung La (самый высокий в мире перевал доступный для автотранспорта) с высоты 5 300 метров по занесенной снегом дороге.

?Но в итоге, в памяти остаются не заснеженные дороги и даже не буддийские монастыри и древние памятники, а ладакхские деревни, их деликатные и гостеприимные жители, импровизированные матчи в поло и абрикосовые рощи, окаймляющие каналы с чистой горной водой.

Источник cntraveller.com

day
Оцените автора
Добавить комментарий