Представьте себе картину: научиться рисовать в Италии

Может ли пятидневный курс живописи в солнечной Италии превратить новичка в Боттичелли? Сколько раз мы брали в руки карандаш и столько же раз у нас «все опускалось» и забрасывалось это стремление? Просматривая красивые рисунки, в голове возникают образы, которые бы хотелось нарисовать, но у нас не хватает времени, уверенности и практики, чтобы получилось также красиво, как в великой фантазии. Но мечта зовёт. Я хочу научиться рисовать!

Осуществить мечту я решила с «полным погружением» — в Италии. Гармония архитектуры и природы, яркий, но в то же время мягкий свет, обилие красок, насыщенные тени — что может быть интереснее для художника?

Попытка воздать должное итальянскому пейзажу — сложный вопрос даже для самых маститых художников. Так как же я, самый неумелый новичок, смогу преуспеть в этом? У меня есть всего 5 дней «всё включено» — отдыха с язвительно метким названием «Живопись для Окаменевших».

Для справки: я не брала кисти в руки ни разу в жизни, за исключением уроков рисования когда-то в школе. А мой последний живописный опыт включает в себя такие шедевры, как деформированный кот, хитроумный снеговик и неубедительная птица.

Школа, в которую я отправилась, располагается в Италии, на самой вершине деревни Джессопалена, в области Абруццо. Это место наполнено свежим сосновым ароматом и захватывающими видами на холмы, скалистые руины старого города и спокойные воды Ларго Сант-Анджело. Невозможно улучшить этот вид! А вот пейзаж на моём мольберте мог бы быть получше…

К счастью вышло так, что я не одна такая, «любительница». Большинство участников моего класса признались потом, что прелесть этих занятий для них была именно в том, что все мы были на одном нулевом уровне.

С самого начала у меня были некоторые предубеждения, что «живописные» каникулы — это развлечение для детей и стариков, но члены моей группы оказались молодыми, привлекательными и очень веселыми.

Мой класс вели два преподавателя, которые взвалили на себя нелёгкое бремя превратить нас в подающих надежды Тёрнеров: Селвин Лима и Джеймс Локетт. Сами они познакомились совсем недавно в прошлом году в арт-резиденции в соседнем городе Пеннадомо, где Селвин, художник, работающий в основном с городскими пейзажами, был учеником маститого Джеймса.

Наш первый урок состоялся на мостовой города, где нам дали несколько простых, но удивительных уроков. Самая главная хитрость рисования в том, чтобы поначалу работать быстро. Большинство художников погрязают в детали и совершенствование мелочей, но важно помнить, что многие из великих мастеров скорее описывали пейзажи, а не передавали каждое дерево отдельно. Для усвоения нами техники мышления большими и широкими формами, мои учителя просили делать зарисовки всей картины за короткое время. Первый раз за десять минут, потом за пять, затем за две. Последним шагом было рисование той же сцены, используя уже обе руки. Только по памяти.

Звучит немного глупо, но это был интенсивный курс разрушения моей нормальной доскональной работы, я очищала ландшафт от деталей и не беспокоилась о результате.

«Просто расслабься», говорил мне Селвин. «Люди приходят в бешенство от осознания того, какая ерунда все эти мелочи. А фокус в том, чтобы просто наслаждаться этим.»

В моменты, когда нам не удавалось расслабиться достаточно, мы перерывались на пикник и барбекю в Национальном парке Мажелла. Абруццо называют Садом Италии, знаменитым своей пышной богатой растительностью, с большим количеством небольших семейных ферм. Это делает его идеальным для живописи и — как я быстро пришла к выводу — еды. В качестве награды за мое художественное стремление, я поощряла себя огромной тарелкой сыра пекорино с трюфелями, салями, домашней пиццей и вымоченными в орегано томатами. Чтобы было понятно, всё это — всего лишь закуска. Дальше полноценный обед: чесночные спагетти и жареные колбаски, запиваемые большим количеством вина. В какой-то момент я начала сомневаться в названии этого курса, по-моему, его стоило бы переименовать в «Живопись для Гедонистов».

К слову, наряду с креативным отдыхом в Джессопалене, организаторы проводят ещё, например, вечеринки «Пей и Рисуй» в лондонских пабах с такими тематиками, как алкогольный экспрессионизм, портрет на подставке под пиво или слегка пьяный эскиз.

Через день мы перешли на уровень выше, с карандаша на древесный уголь. Начались последовательные этапы рисования: общие карандашные наброски, затем заполнение холста полутонами, темными тонами, и напоследок, работа со светом и тенями. Не всегда это явно видно в моих работах, но я вошла в ритм того отдыха и могу сейчас часами размышлять о целостности линии и магии древесного угля.

Находясь там, глядя на свои работы, я впадала в отчаяние от того, что это просто большие серые пятна. Но проницательный Селвин вовремя предложил нам использовать полутона и добавлять светлых и тёмных мест в изображение.

И вдруг всё заработало! Дорога стала выглядеть, как дорога, а дома, как дома. Это, конечно, ещё не Ван Гог, но уже не так ужасно. С того момента я начала действовать как профи. Я ловила себя на мысли о том, что прищурив глаза, замечала блики и тени, я могла разорвать пейзаж на геометрические составляющие и перенести их на свой мольберт. Меня охватило чувство гордости, и мы, как обычно, отметили это бокалом охлажденного местного вина.

Наши преподаватели оставались удивительно тактичными и очаровательными во всех отношениях все пять дней, проведенные вместе. Их энтузиазм от искусства перешёл ко мне, к каждому из нас, а вот их талант, к сожалению, нет. Конечно, мы не конкуренты настоящим мастерам, им не о чем беспокоиться на наш счёт. Но если кто-то из них захочет от души посмеяться во время своего итальянского отдыха, провести выходные с изумительной кухней и большим количеством прохладного вина, я знаю место и волшебных людей, которые смогут им помочь.

Поехать изучать живопись, кулинарию, энологию, язык или что-то еще в другую страну — это уже не роскошь, а настоящий тренд. Мода на «образовательные» путешествия набирает обороты во всем мире. И это касается не только детей или подростков. Взрослые с удовольствием проводят время в кулинарных школах в Провансе или в школыах рисования на юге Италии. Я попробовала и мне понравилось!

?

apple
Оцените автора
Добавить комментарий