Один день в Лиссабоне

В Лиссабон меня занесло случайным ветром, точнее, не меня, а нас. Нас было двое – я и подруга – причем виновата во всем, конечно, она. День деньской, все погружены в рабочие заботы, вдруг звонит телефон:

— Летим в Лиссабон?
— Летим. Когда?
— Мне предложение хорошее прислали: отель 4 звезды на эти выходные за копейки.
— Бери билеты.

Так внезапно мы оказались в большом незнакомом городе где-то в середине апреля. Отель действительно оказался шикарным, настолько, что влетев в номер, мы обе прилипли к окну, за которым открывалась ночная панорама города. Отметив такую удачу парой бокалов вина, счастливые, мы улеглись спать.

На следующее утро мы уже стояли посреди шикарного проспекта с гордым названием Avenida da Liberdade, что означает Проспект Свободы, выбирая, в каком направлении пойти.

Мы отправились в это путешествие спонтанно, времени на подготовку и штудирование туристических порталов совсем не было, поэтому мы отправились куда глаза глядят. А глаза глядели на бесконечный проспект с пышными стройными пальмами, дома с изящными французскими балконами, фонтаны и фонтанчики – все это в теплых весенних лучах солнца.

Как мы потом узнали, проспект Avenida da Liberdade, длиною более километра, появился в 1879—1886 годах по образу и подобию парижских бульваров. Здесь начали селиться обеспеченные жители и строиться элитные дома.

Здесь сохранились памятники португальской истории и городской архитектуры — пешеходные тротуары, памятники и статуи, а также монумент павшим в Первой мировой войне. Сейчас на этом проспекте размещаются шикарные отели, рестораны и магазины.

Проспект Авенида да Либердаде вел нас прямо к воде: пройдя множество перекрестков и площадей, мы оказались у самого берега Тежу, где и решили перекусить. Перекусить. Это слово, конечно, не годится для португальской кулинарной тематики: перекусить тут можно разве что пирожными, и то – остановиться будет сложно. Но мы, не зная местных аппетитов, заказали что-то похожее на ланч, и через две минуты у нас на столе почему-то оказались тарелки с сырами, паштетами, жареной рыбой и горячим хлебом. «Наверное, нас не так поняли», — решили мы и стали обедать. Но еще через десять минут у нашего столика возник официант с действительно заказанными блюдами, окончательно сбив нас с толку.

Как оказалось, бесплатная закуска, или то, что называется «комплимент» от ресторана, в Лиссабоне вполне может сойти за полноценный обед.

Сытые и довольные, щедро отблагодарив официанта, мы двинулись дальше изучать город. И попали в район с узкими улочками, бегущими то вверх, то вниз, ступеньками, неожиданными поворотами и тупиками, где вдоль обшарпанных стен сушится белье, а мальчишки играют в футбол прямо на тротуаре. Это была Алфама, старейший исторический район Лиссабона, получивший свое название от арабского Аль-Хама – «теплый источник».

Во времена владычества мавров Лиссабон представлял собой крутой заселенный склон между рекой Тежу и высоким холмом, где позже был построен замок Св.Георгия. После освобождения Лиссабона от мавров здесь начали селиться ремесленники и торговцы, но с XVI века Алфама испытывает упадок: состоятельные горожане начинают переселяться в другие районы, в результате чего Алфама становится кварталом бедноты.

Благодаря скальному грунту Алфама лучше других районов города пережила катастрофическое лиссабонское землетрясение 1755 года, и здесь в отличие от других исторических районов Лиссабона сохранилась средневековая хаотичная планировка улиц.

Старые церкви, монастыри и смотровые площадки сделали этот район привлекательным для туристов, несмотря на то, что многие улицы и переулки здесь переходят в лестницы. По ним-то мы и добрались до главной достопримечательности города – замка Св.Георгия (порт. Castelo de S?o Jorge).

Эта крепость расположена на самом холме и видна практически из любой точки города. Место, на котором стоит замок, было укреплено с древности и служило крепостью римлянам, вестготам, а потом и маврам. До того как первый король Португалии Афонсу Энрикеш при помощи крестоносцев захватил замок в 1147 году, тут располагалась резиденция мавританского эмира.

Обойдя замок со всех сторон, мы почувствовали, что на обратную дорогу сил осталось мало и решили воспользоваться общественным транспортом. Тут нас ждала удача: оказывается, одна из ключевых достопримечательностей Лиссабона — маленькие желтые трамваи, маршруты которых проходят по всему историческому центру.

Многие вагоны построены еще в 30-х годах прошлого века и даже раньше.

Мы сели на трамвай №28 и получили настоящую обзорную экскурсию по городу.

Из окна трамвая мы заприметили какую-то странную конструкцию, любопытство нас одолело, и мы сошли, чтобы разглядеть это сооружение поближе. Это был лифтовый подъемник Элевадор-ди-Санта-Жушта. Он помогает пешеходам преодолевать крутой склон, связывая улицу Руа-ду-Ору (внизу) с площадью Ларгу-ду-Карму (наверху).

В 2002 году данный объект был признан памятником национального значения. Сооружение подъёмника выполнено из чугуна, фасады декорированы в неоготическом стиле, высота его — 45 метров. Подъёмник рассчитан на два лифта. Изначально лифты перемещались посредством паровой машины, а с 1907 года они функционируют от электродвигателей.

Кабины лифтов изнутри отделаны древесиной и зеркальными панелями и вмещают до 29 человек.

На верхнем уровне расположено кафе, где в тот день играли музыканты. Несмотря на весь его «антикварный» вид, Элевадор-ди-Санта-Жушта сегодня используется по назначению местными жителями – в повседневных перемещениях – и туристами, которые стремятся запечатлеть шикарную панораму города, открывающуюся с верхней площадки.

Лиссабон, трагически разрушенный землетрясением, возможно, не сохранил большого количества памятников старины, но фасады его домов, отделанные потрескавшейся керамической плиткой, его французские балконы, покрытые ржавчиной, его темные дворы без калиток – все это исторические иллюстрации, свидетельства времени, которое не щадит ни людей, ни города.