По Азии на байке с ребенком — быть или не быть

Два самых острых и спорных вопроса в связи с поездками в Азию с ребенком – это болезни и мотоциклы. Хочу немного осветить вторую тему.

Езда на мотоцикле – это, бесспорно, риск. Да, освоить скутер с автоматической коробкой передач можно минут за 5, фактически сесть и поехать. Но неверно полагать, что на сем постижение процесса и завершается. Да, все азиаты рассекают на скутерах всей семьей, да еще и с телевизором под левой коленкой и пачкой веников в руке. Но они делают это всю жизнь, с детского возраста.

Ехать или не ехать, пробовать или нет, — решать вам и только вам. Своей задачей считаю осветить эту тему так, как я ее вижу. И дать один не совсем стандартный совет тем, кто хочет ездить на мотобайке с детьми. А так же, в статье много полезной информации для тех, кто собрался ехать впервые в Азию с ребенком.

Итак, сначала о плохом

Белые люди с мотобайков падают, причем часто. Конечно, падают все больше те, что без детей – видимо, наличие ребенка очень обязывает. Но тем не менее.

ПДД

Вы можете хорошо знать правила дорожного движения или не знать их совсем. Лучше их знать, но не быть очень уж уверенными в своих знаниях. Потому что в Азии правила работают немного по-другому. Знакомство с ПДД облегчает ориентировку на дороге, вы лучше понимаете процесс в целом, так что автоводителям на байке передвигаться точно проще. Но движение происходит в Азии на уровне фамильярного общения – кто быстрее, кто решительнее, кто кому подмигнул, махнул рукой.

Не имеет смысла ругаться и злиться – у них свои «правила», они так ездят десятки лет, чувствуют и понимают, кто, куда и зачем собирается свернуть. Вы этого точно не чувствуете. И, скорее всего, никогда до конца не почувствуете. Поэтому маневры лучше выполнять максимально плавно – пусть все заранее знают, что именно вы сейчас собираетесь исполнить. И никогда не позволять себе думать, что вы наверняка уверены в том, как поведет себя каждый из окружающих вас местных мотобайкеров. Нельзя быть в этом уверенным. Не знаем мы этого. Менталитет у нас разный, мысли в разные стороны текут.

Вьетнам был самым безумным с точки зрения вождения в Нья Чанге. Фото же сделано на севере. Не правда ли, я модная лапочка? Это вам не лето, приходилось напяливать все, что нашлось в ближайшем магазине.

Качество байков

Вам может повезти, а может не повезти. Байк может быть новеньким, а может оказаться рухлядью. Иногда есть возможность поменять, иногда не на что. Прокатитесь по окрестностям без ребенка, тормозите, поворачивайте, прикиньте, как ваш новый транспорт себя ведет. И заранее почитайте что-нибудь в Гугле на тему освоения байка (чтобы как минимум тормозить сначала задним тормозом и не летать через руль).

Как сделать поездку безопаснее

Научитесь водить машину. Да, я уверена, что даже начинающему автоводителю научиться ориентироваться на дороге на байке будет куда проще, чем никогда за рулем автомобиля не сидевшему. Это не значит, что при отсутствии прав категории «Б» вы обречены. Но, на мой взгляд, права на автомобиль – вообще очень дельная штука.

Наденьте шлемы. Ободрать руку или ногу больно и неприятно, но голова – очень важная часть тела. Да, я часто езжу без шлема, но я не права. Со шлемами существует некоторая проблема. На взрослых они есть (там же, где и байки), и их дают по два на одно транспортное средство. Только вот по размеру они едва ли подойдут. С детскими – и вовсе проблема. Если вы приехали жить на пару месяцев, можно попробовать найти шлем в магазине (но это уже на двухлетку примерно, с полугодовалого малыша они будут падать). Что делать, если приехали на две-три недели, и байк берете всего на несколько дней, или ребенок, как был у меня – полугодовалый, – я не знаю.

Одна из любимых фотографий: Пай, Таиланд. На Алису в прокате нашелся шлем. Григорию — 7 месяцев. Слава богу, как раз в Пае ездить было спокойно. Это мы ехали рядом с подругой и фотографировали друг друга на ходу.

Ездите медленно, тут все логично: чем медленнее едешь, тем лучше видно происходящее вокруг и гуманнее скорость, на которой что-то может произойти. Плюс маленькие дети часто не любят ветер в лицо (очень способствует безопасной езде).

Попробуйте без ребенка проехаться по пересеченной местности: по песочку, по луже. Притормозить, повернуть. Почувствовать, как скутер становится менее управляемый, как его заносит. На небольшой скорости, конечно.

Фиксируйте ребенка, когда везете. Они прыгают и веселятся, и не понимают, что скорость приличная. Скачущий ребенок очень мешает вести скутер, особенно если последний маленький и легкий. Привязанный к вам ребенок не может развить большую амплитуду 🙂 А еще при резком торможении будет куда спокойнее, если не нужно подхватывать не понимающее, за что держаться, чадо.

А теперь личный взгляд

Мне страшнее всего ехать с детьми по трассе, где много машин. Я прекрасно понимаю, что езжу хуже окружающих, что не могу всего просчитать, боюсь и их, и сама ошибиться. Зато на пустынном проселке чувствую себя совершенно комфортно. Вокруг нет (или почти нет) другого транспорта, под чужие колеса не попадешь, обгоняющие ведут себя очень внимательно, когда видят туристов с детьми. С удовольствием езжу по плохим дорогам. Да, трясет сильно, и падать на них порой приходится. Но что такое падение при практически нулевой скорости? Байк просто ложится на бок, дети просыпаются.

Дорожка в дебрях Пангана. Кажется, к пляжу Sadet. Там, где было страшно, мы ссаживали детей, поднимались без них, потом спускались пешком и вели наверх за руку.

Первый раз я так положила байк в окрестностях Краби (Алиса заснула на левой руке, и я, прекрасно понимая, что делаю неправильно, затормозила правым (передним) тормозом). Скутер тут же уткнулся в колею и лег. Алиса стукнулась лбом об руль (скорость близка к нулю) и проснулась. Я жутко испугалась, что она скажет, что больше на это не сядет (а мы были в нескольких десятках километров от города). Сажусь на «коня» (Григорий продолжает спать в слинге за спиной), Алиса начинает вопить: «Мам, меня не забудь» и бодро залезает на место.

Потом я также роняла ее на Пангане. Это было пару месяцев спустя, и дочь моя уже внятно сообщила, что давай больше падать не будем. На этом ее недовольство окончилось.

С удовольствием вспоминаю свое обучение вождению в Лаосе, будучи беременной. Дороги там идеально пустынны, даже асфальтовые. Скорости смешные. На Сулавеси мне было очень спокойно ездить по деревням – гнать негде.

В итоге у меня сложилось ощущение, что начинать ездить на двухколесном транспорте с мотором здорово в пустынной деревенской местности. Да, это сложнее, чем по асфальту. Зато потом на асфальте о дороге уже почти не думаешь. Зато это возможность посмотреть местечки, куда автобусы не ходят, а пешком не дойдешь. Зато можно получить море адреналина, при этом не подвергаясь опасности улететь на встречку на скорости 80км/ч.

Очередная иллюстрация с Пангана. Дорожка кажется вполне нейтральной, а на самом деле была очень и очень.

А откуда вообще людям приходит идиотская мысль куда-то ехать на байке с детьми?

Могу сказать только за себя.

Машина – это удобно, комфортно и здорово. Дороговато иногда, правда. Байк – это маленькая свобода. Он стоит во дворе, ты выходишь и едешь за хлебом, новой сковородкой или сдать вещи в прачечную. Да, можно опросить соседей на тему телефона прачечной, которая сама заберет и привезет вещи. Или пройтись по жаре пешком. Или пойти с утра, когда прохладно, а не валяться в постели. Да, можно прожить без хлеба и сходить в кафе за блинчиками. А шопинг запланировать заранее, заказать машину с водителем и охватить все торговые точки за раз. Но иногда от необходимости строить планы на столь незначимые вещи хочется повеситься. А ведь с детьми все происходит куда медленнее и дольше, чем без них. И нужда в транспорте вырастает в разы.

Переезд из дома в дом: все свое вожу с собой. Коляска, туристический рюкзак, два ребенка и дорожная сумка. Все, это мой багаж на 4 месяца путешествия.

Я далеко не сразу обнаружила, что это вообще возможно, – сесть с детьми на скутер. Возможно, для многих это тоже самое, как поехать в Азию с ребенком =) Я долго присматривалась, задумывалась, полный ли это идиотизм. А потом села и поехала. И да, я боюсь. Я видела аварии. И я мечтала поскорее уехать с Бали, потому что понимала, что пока я там живу, отказаться от байка не смогу. А ездить на нем ежедневно, порой почти не вылезая из-за руля, мне страшно.

И да, я мечтаю об очередном грязном спуске в глухую деревню, по которому мне панически страшно будет ползти, и в ушах будет стучать, но я буду понимать, что здесь я максимум положу транспорт на бок в грязь и пойду в деревню искать того, кто его поднимет и сменит свечи. А дети максимум испачкаются и будут орать, что байк они не оставят, и нужно его срочно поднять, потому что они его обожают.

И, как мантра: Я никогда никого не буду агитировать за то, чтобы сесть на байк с ребенком. Но и осудить не смогу, потому что понимаю.

api
Оцените автора
Добавить комментарий