Штутгарт – вина и машины

Дождливый Штутгарт кажется деловито-угрюмым, серым и отчаянно промышленным. Мрачные тучи наваливаются на город, словно пытаясь его придушить, с неба сыплется мелкая морось, на мокром асфальте отражаются блики от фар проезжающих мимо машин. Одно хорошо – музей «Порше» находится совсем рядом с платформой электрички, и идти до него полторы минуты. Футуристическое строение Стирлинга холодно поблёскивает под дождём и никак не лезет в кадр. Покрутившись вокруг него и так, и этак, сдаюсь и захожу внутрь – в тепло и почти благоговейную обстановку музея.

Машины словно едут по спирали с нижних этажей к верхним – из начала ХХ века к началу XXI. Первый же экспонат заставляет ходить вокруг него кругами – древний электромобиль, придуманный Фердинандом Порше, элегантен и благороден как по дизайну, так и по техническим характеристикам. История побед и изобретений раскручивается от десятилетия к десятилетию, блестящие тела машин такие гладкие и привлекательные, что руки тянутся открыть дверцу, взяться на руль, поплотнее умоститься на мягком кожаном сиденье… Впрочем, о чём я? У меня же нет водительских прав.

Электромобиль начала ХХ века, Фердинанд Порше

Между рядами «Cayenne», «911», «Фольксвагенов» степенно ходят мужчины, по двое — по трое. Они ведут свои серьёзные мужские разговоры, тыча пальцами в таблички, где указано досье на каждую из машин – когда была создана, сколько весит, какую скорость развивает, для каких целей появилась на свет. То и дело у какого-нибудь из автомобилей в немом восторге замирает очередной мальчишка. Проплывают элегантные девушки, щёлкая смартфонами направо и налево. Откуда-то из глубины веков возникает и проносится в никуда замотанная в хиджаб женщина с коляской, поглядывающая по сторонам тёмными огромными глазами – откуда она здесь взялась и что делает?

Музей рассказывает не только историю «Порше» и достижений технической мысли, он в каком-то плане раскручивает перед глазами нашу новейшую историю со всеми её парадоксами и характерными чертами, а заодно напоминает каждому посетителю о его собственной истории. Перед болидом, в котором ездил Алан Прост, я сама замираю от восторга и узнавания. Именно на нём знаменитый гонщик участвовал в том Гран-при Португалии, когда проиграл своему партнёру по команде чемпионский титул. Всего пол-очка, но чемпионом в 1984 г. стал Ники Лауда.

Я не видела гонок, в которых участвовали эти именитые спортсмены, но слышала о них много, и выставленный в музее болид обретает для меня своё собственное уникальное лицо. Вот, оказывается, как он выглядит, настоящий гоночный автомобиль класса «Формула-1». Низкий, с хищно вытянутым носом и широкими, словно отполированными чёрными шинами, он, даже неподвижно замерший в музее, выглядит так, словно в любой момент готов сорваться с места – вперёд, к победе.

Болид класса Формула-1

Дойдя до верхнего этажа, понимаю, что от информации о том, сколько лошадиных сил, какой двигатель, вес и скорость, а также от изобилия изумительной красоты машин у меня уже ум заходит за разум. В конце концов, я ведь даже ни разу в жизни не сидела за рулём! И тут мне предоставляется замечательная возможность это исправить – особняком гордо стоит машина, табличка около неё гласит, что сюда можно залезть и прочувствовать, как оно – оказаться на водительском месте в Порше.

Ко мне подходят двое мальчишек и на смеси английского с французским интересуются, действительно ли здесь разрешено такое счастье. Я утвердительно киваю юным французам – можно! Счастливые, они открывают дверь, один с блаженной улыбкой устраивается на водительском месте, второй нервно притоптывает ногой, стоя рядом. Моя возможность упущена – очевидно, что быстро мальчишки не управятся.

Выхожу, на улице по-прежнему льёт дождь, у меня по плану посещение музея «Мерседес-Бенц», но я понимаю, что больше машин мой мозг просто не вынесет, по крайней мере, сейчас. Впрочем, есть запасной вариант – винотека, расположенная неподалёку от запланированной достопримечательности. Если что, я быстро туда доеду… К счастью, меня надоумили купить билет Baden-Wurtemberg Ticket, так что в перемещениях я не ограничена (за 23 евро можно целый день кататься на любых видах транспорта по всему Шварцвальду). Да и во многих музеях билет при предъявлении этого замечательного проездного документа продают со скидкой – в тот же «Порше» я попала за полцены.

Винотека и музей вина в Штутгарте

Винотека и музей виноделия в помещении старой давильни затерялись в одном из спальных районов города. Захожу в уставленный длинными столами зал, предъявляю свой «неразменный билет» и попадаю в музей бесплатно (хотя вообще-то должна была заплатить три евро). На первые глаза зрелище не слишком впечатляет – тёмный зал, справа и слева информационные доски, тут и там телеги и инструменты неизвестного назначения, неподалёку от входа – стол с кучей бутылок, в глубине – резные деревянные бочки.

Дисциплинированно решаю обойти весь зальчик – в конце концов, Шварцвальд славится такими винами, как рислинг, пино-гри и пино-нуар. По ходу дела выясняется, что пара занятных аттракционов тут всё-таки есть – один из стендов предлагает возможность ознакомиться с оттенками букета разных вин (над описаниями характерных терминов «цитрус», «шоколад», «фруктовая нота» размещаются прикрытые клапанами металлические трубки, которые можно открыть, чтобы вдохнув идущий из них аромат, связать слова с реальными запахами).

Бочки оказываются настоящими произведениями искусства – хитрая деревянная резьба, которой они украшены, рисует самые разные жанровые картины; здесь и рыцарь в полном вооружении, и довольный жизнью толстый монах, и кошка, подбирающаяся к крану (видимо, предпочитает вино молоку). Чуть подальше – примеры почв, на которых вызревают разные виды винограда, тоже весьма познавательно.

В музее вина Штутгарта

Интерактивный дисплей демонстрирует короткий фильм о том, как окрестные холмы превращались в террасы, заросшие ровными рядами виноградников. Увидев воочию натужно фырчащие тракторы, равняющие площадки земли, а следом за ними – трудолюбивые немецкие семейства, от мала до велика работающие на виноградниках, невольно ёжусь. Работа здесь проделана просто титаническая.

В зальчике при музее можно продегустировать плоды этих трудов, одна проба вина стоит примерно два-три евро. Однако если вы проявляете интерес к покупке, дегустация обойдётся даром. С девушкой, которая говорит по-английски примерно так же, как я по-немецки (на уровне пяти слов), мы затеваем оживлённую беседу о достоинствах разных марок. Я предпочитаю вина послаще, и она предлагает мне на пробу местный мускатель и нетипично мягкий рислинг.

Пока я смакую островато-свежий вкус, девушка чуть качает головой и достаёт ещё одну бутылку. “Riesling Classic” гласит этикетка – рислинг должен быть сухим и кислым, объясняет она мне, подкрепляя свои слова соответствующим скривившимся выражением лица (кисло же!) и бурной жестикуляцией. Потом наливает мне вина на пробу и, чуть подумав, достаёт новый бокал – для себя. Лихо опрокинув его, причмокивает губами, энергически кивает и восклицает “Muss sein!” – ну, то есть, должен быть сухой и кислый вкус у рислинга, иначе он неправильный! Я соглашаюсь и беру мускатель.

Винотека Штутгарта

После дегустации вин чувствую, что готова продолжить восхищаться местным автомобилестроением и направляюсь к очередному творению дизайнерской мысли – музею «Мерседес-Бенц», спроектированному архитекторами UN Studio. У меня остаётся час до закрытия – вполне достаточно, как мне тогда кажется. (Кстати, прийти в музей в такое время – тоже возможность сэкономить, цена на билет для припозднившихся падает вдвое.)

На входе в первый зал надсадно кашляет и фырчит древний Даймлер – первый мотор Мерседеса. Винтажные машины сверкают и выглядят так, словно только-только сошли с конвейера. Перед одним из автомобилей замер пожилой человек, невозможно понять, о чём именно он думает, однако при взгляде на него становится ясно, что он приветствует не просто средство передвижения, но нечто большее – статус и образ жизни. Блестящий зверь на четырёх колёсах воплощает собой роскошь, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

В музее Мерседес-Бенц, Штутгарт

Мимо автобусов с омнибусами прохожу довольно равнодушно, случайно промахиваюсь этажом и вновь оказываюсь в мире гонок. По кругу друг за другом мчатся прославленные болиды прежних лет. Неожиданно просыпается мой аудиогид, который так долго отказывался сообщать мне хоть какие-то сведения, что я уж сочла его неисправным. В ушах взвизгивают на поворотах и гудят моторы – я слышу тот самый звук, который так оплакивают все истинные болельщики «Формулы». Бархатистый мужской голос солидно рассказывает о победных вехах Мерседеса, вылавливаю знакомые имена – Култхард (я за него болела!), Райконнен (не скажу, что он мне сильно нравился), Хэмилтон (неоднозначная личность)…

Безостановочно верчу головой и, словно на курок в смертельном бою, жму на кнопку фотоаппарата. Вокруг солидные бородатые мужчины с профессиональными камерами азартно занимаются тем же самым. В какой-то момент понимаю, что слушаю один и тот же текст уже в третий раз – так меня заворожило всё происходящее… И тут вежливый голос начинает настойчиво напоминать посетителям музея, что если они не хотят провести тут ночь (что им вряд ли кто позволит, в немецком-то городе), пора уже и отправляться восвояси.

Музей Мерседес-Бенц, Штутгарт

Вообще-то я не скажу, что автомобили – моя любимая тема. Мне ближе средневековые замки и соборы, картинные галереи и красивые пейзажи. Но Штутгард ломает мои личные шаблоны – после второго музея, где я даже не заметила, как провела час времени, я понимаю, что хочу ещё раз сюда вернуться. Интересно, а где ещё можно что-нибудь подобное увидеть? Жалко, что я не вожу машину. Но может быть, научусь – во всяком случае, сейчас мне этого отчётливо захотелось.

Ольга Ладыгина

Отставить отзыв