Древние столицы Таиланда

Когда я отправлялась в Таиланд, совершенно не планировала себе культурную программу. Хотелось моря, солнца, массаж, вкусную еду и изобилие фруктов. Просто хотелось отдохнуть и расслабиться. Уже там я поняла, что расслабиться я не могу, если не получу основательную порцию информации об истории, культуре, особенностях архитектуры.

Как будто мне нужно впитать окружающее кожей. Прочувствовать энергетику людей, природы, воздуха. Ощутить ритм их жизни и течение времени. И только тогда наступает расслабление. И как ни странно, эта влажная и жаркая страна, со сказочным древним названием Сиам, начала сыпать предложениями со всех сторон. Мне оставалось только выбирать. На мое пожелание истории Сиама возникла возможность поездки в Аюттхая.

Аюттхая (Аютия, Аюттайя или Пра Накхон Си Аюттхая) сейчас столица одноименной провинции Таиланда. В 76 километрах к северу от Бангкока. Город расположен преимущественно на острове образованном слиянием трех рек Прасак, Чао Прайя и Лопбури.

Образованная 1350 году древняя столица царства Аютия, предшествовавшего Сиаму, к 1700 году насчитывала около 800 тыс.- 1млн. жителей. До момента своего разрушения бирманской армией в 1767году считалась самым большим городом на земле.

Самая красивая столица царства Аютия на протяжении XIV-XVIII вв стала свидетельницей правления 30-ти королей из 5-ти династий.

В столице насчитывалось 400 храмов, 3 дворца. Город был окружен 12 километровой крепостной стеной, имевшей 100 городских ворот, и укреплен 17 небольшими крепостями.

Сейчас город расположен все на том же острове, между трех рек. Сам остров как бы разделен на две части старую и новую. Восточная часть вместила новый город со всеми отелями и гостиницами, а в западной части расположены развалины старой столицы.

Причиной падения этого красивейшего и успешного города, стал приход бирманской армии. Они разрушали город, пытаясь стереть его с лица земли.



Прогуливаясь по остаткам храмовых комплексов, часто встречаются статуи Будды без голов. Впечатление от этого остается, мягко скажу, жутковатое.
Буддисты верят, что дух находится в голове. Поэтому, стараясь уничтожить полностью сам город и сломить дух его жителей, бирманцы целенаправленно отрубали головы статуям Будды, а иногда и руки.

Возле одного из храмовых комплексов, Wat Mahathat, располагается удивительное дерево. Фикус с воздушными корнями. Корни дерева подхватили одну из срубленных голов Будды. И постепенно год за годом поднимали ее на поверхность из земли. Поднимают и сейчас. Это одно из самых известных фото изображений из Аюттхая.


Если Вам доводилось видеть эти изображения, то можно заметить, оно всегда само по себе. По буддийским традициям нельзя фотографироваться рядом с Буддой и быть выше его. Рядом с этим артефактом, пока еще можно сфотографироваться только лежа.

На мой взгляд, это очень символично. Постепенно поднимающаяся голова Будды, и город который был отвоеван у бирманцев, но как столица уже не мог существовать.



Остатки разрушенных ступ с фрагментами лепной штукатурки. Многие из них покосились и застыли в невероятном положении. Ряды изображений Будды, украшенные желтой и оранжевой материей. Многие из них обезглавлены. Все это производит оглушающее, странное впечатление. На меня всегда в таких местах накатывается непонимание, как это возможно я сейчас, а все это стояло тогда. И, несмотря на то, что от этих храмов мало что уцелело, они все равно считаются действующими.

Не все храмовые комплексы разрушены одинаково. Но в каждом обязательно есть что-то, очень особенное. В Wat Wat Phra Sri Sanphet, Wat Chaiwatthanaram, Viharn Phra Mongkolbophit обязательно найдете интересное именно для Вас.

Я в Таиланде перестала стараться запоминать названия храмов и дворцов, я стала их фотографировать.

В храмовом комплексе, Wat Yai Chai Mongkol, действующем и сейчас, есть возможность подняться на ступу и оглядеть территорию храма оттуда. Каменные ступеньки были архи горяченные в 45 градусную жару. И конечно можно совершить настоящий традиционный буддийский обряд с бутонами лотоса, арома-свечами, кусочком сусального золота, масляными горелками, гонгом.



Неожиданно для себя я обнаружила, что побывала и во втором древнейшем городе. Считавшийся в XVIIв. как бы второстепенной столицей государства Аютия, на ряду с Аюттхая — город Лопбури. Он расположен в 50 километрах от Аюттхая. Основан был примерно до VII в., а Х в. был захвачен кхмерской империей. Все докхмерские строения были разрушены и выстроенны новые. Сейчас он знаменит своими обезьянами.



Обезьяны свободно разгуливают по улицам, качаются на электрических проводах и терроризируют местных жителей. Но жители не то чтобы сильно против. Они уверенны, что Лопбури — это столица древнего царства обезьян, описанного в национальном эпосе «Рамакиен». А современные обезьяны, оккупировавшие город, — это подданные короля Ханумана. По легенде Хануман — сын бога ветра Ваю превратился в маленькую обезьяну, чтобы найти похищенную жену бога Рамы — Ситу. Ситу в итоге освободили, а Рама в знак благодарности даровал Хануману землю, где тот основал древнее царство обезьян. А позднее на этом месте возник город Лобури. Так что быть ограбленными не какими-нибудь там макаками, а самой армией Ханумана даже почетно.


Обезьяны великолепно себя чувствуют на территории кхмерского Пранга Сам Йот и невдалеке расположенной кхмерской кумирни Сарн Пра Карн. Людей они абсолютно не боятся и не стесняются. Таскают у официантов еду. А туристов даже предупреждают последить за своими вещами.





При входе в Пранг Сам Йот специально для обезьянок продают кулечки с семечками. Они очень любят ими полакомиться. Конечно же, кормление мартышек, это лишь дополнительный бонус, при осмотре тысячелетнего храма.

В само помещение Пранга зверюшек не допускают. Поэтому выглядит это примерно следующим образом. Группа туристов с кулечками семечек в одной руке и фототехникой в другой заходят в Пранг. Темный и почти прохладный. Осматривает три небольших внутренних зала. Обезглавленные статуи Будды в праздничной материи. Потолки Пранга оккупированы отдыхающими в темноте и прохладе летучими мышами. Все дверные проемы закрыты металлической сеткой. Вот у этих проемов собираются обезьянки в ожидании семечек. И очень забавно, что меняется положение вещей. Туристы из своей тысячелетней клетки подставляют ладошки с семечками, чтобы свободные обезьянки могли спокойно взять их своими маленькими ручками-лапками (они, и правда, как ручки) и не спеша их поедать.

Если бы меня спросили: «А что еще такого есть в этих городах? Кроме остатков древних храмов? Ради чего стоит туда поехать?» Я бы ответила: «Туда стоит поехать чтобы увидеть и «прикоснуться» к тому, что осталось от той эпохи тысячелетней давности. Фантастика, что на все это еще можно посмотреть сегодня».

You may also like...