Подземный храм Умонг, Чанг Май

В последнее время участились вопросы веры: «К какой религии я себя отношу?». Ответ: «Я верю, но не религиозна» мало кого удовлетворяет. Кажется, что если я не считаю себя именно православной, то должна быть точно буддистом, индуистом или хотя бы атеистом, что тоже «определяет». Но это не про меня. Я верю в Бога и во все религии вместе, как бы странно это не звучало. На мой взгляд, все они — ровно об одном и том же разными словами и ритуалами. В каждой есть свои драгоценные крупицы истины и, безусловно, человеческие заблуждения и искажения, ведь религии созданы (по крайней мере, записаны) людьми, со всеми вытекающими последствиями.

Но, если поставить вопрос по-другому: «Какая религия мне ближе?», то ответом, скорее, станет «буддизм» с его описанием мира и тотальным принятием всех живых существ. Пытаясь уместить в одно предложение, что есть суть буддизма лично для меня, скажу так: «Жизнь без страданий». Эта вера ставит своей целью научить людей быть счастливыми здесь и сейчас, считаться со всеми формами жизни на Земле, нести ответственность за свои прошлые поступки и будущие результаты и быть внутренне умиротворенным, сильно не тревожась о внешних проявлениях. Это мое личное, ни на что не претендующее, восприятие и буддистом я себя, также, не считаю.

Зато, если однажды соберусь в монастырь, то это будет именно буддийский храм, где учат техникам и знанию, а не догмам и постулатам.

Чанг Май. Северная столица Таиланда. Ворота в мир древних храмов и монастырей, пагод и буддийских пещер, некоторые из которых ровесники знаменитого камоджийского Ангкор Вата. Всего час полета от Бангкока или ночь на поезде и ты попадаешь в другой мир — иной Таиланд без оголтелых туристов-пляжников и назойливой секс-индустрии, которая так распространена в знаменитых курортных зонах.

Практически втрое старше Бангкока, Чанг Май является его полной противоположностью и открывает страну с другой стороны. Без зноя и пыли, вечнозеленый город утопает в цветах и улыбках, многовековые храмы и пагоды здесь будничная жизнь наряду с небоскребами и комфортными дорожными магистралями.

Вы думаете, в монастырях живут только монахи? Далеко не всегда. Во многие храмы Таиланда приезжают люди со всего мира, чтобы абстрагироваться от городской суеты, пообщаться или помолчать, отдохнуть пару месяцев или пару недель, произвести культурно-образовательный обмен с местным населением или просто пожить какое-то время по-настоящему здоровой жизнью — природа, птички, свежий воздух, пробуждения перед рассветом, спокойствие, только спокойствие…

Одно из самых загадочных мест в этих окрестностях — лесной храм Умонг. Мурашки не сходили с рук, во время всего визита сюда. Это место невозможно назвать красивым или романтичным, скорее волнительным, странным и, в тоже время, притягивающим.

Огромная ступа и система тоннелей под ней, раскинулись в тропическом лесу в четырех километрах от Чанг Мая. В прошлом, сюда направляли монахов, которые после получения знаний в городских стенах, хотели совершенствоваться на духовном пути в подземных туннелях, спрятанных в джунглях. На табличке перед входом читается: «точная дата постройки неизвестна». Ориентировочно, храму Умонг более 700 лет.

В это место можно приехать на пару часов за трепетным буддийским умиротворением, а можно остаться на неделю. На территории храма функционирует международный центр по изучению медитации. Здесь проходят курсы Випассаны под присмотром буддийских наставников. Обучение и проживание – бесплатно. Центр работает на пожертвования, которые оставляют по окончании программы. Из условий – комплект белой одежды с собой (обычно приобретается в монастыре) и соблюдение дисциплины на время нахождения в храме.

Желая остаться на несколько ночей, вы принимаете режим дня и внутренние правила. Не пьете, не курите, разумеется. По телефону не болтаете, книги не читаете и никак не взаимодействуете с внешним миром, весь процесс идет внутри вас. Подъем в 4 утра. Из условий: полное молчание и практика медитации. Центр предоставляет вегетарианское питание. После 12 часов дня здесь не едят.

Если вы практикуете йогу, то знаете, что единственный способ удержать позу – это уйти в себя, сконцентрироваться на процессе. Любые мысли (даже о самой йоге) и интеграция во внешний мир не дают сосредоточится на сложной асане, ты сразу выпадаешь из нее.

Мы постоянно вовлечены во внешний мир, не имея представления, что происходит внутри нас. Попытаться прожить в сосредоточенном и глубоко-внутреннем состоянии все 10 дней — единственная возможность избавиться от навязчивых волнений, страхов и проблем, которыми переполнена жизнь в мегаполисе. В практике медитации Випассана это называется «отчиститься от загрязнений ума».

Будучи туристом в Умонге, я встречала людей в белых одеждах, которые то и дело появлялись в одном из подземных туннелей, в парке или на веранде. Люди всех национальностей и религий приезжают в Умог за техникой внутреннего равновесия. Они не смотрели по сторонам, никак не реагировали на посетителей и, казалось, были глубоко внутри себя.

«Очень все это странно», — думала тогда, разглядывая «белых» людей, но, сейчас, имея за плечами опыт прохождения ретрита Випассаны в центре Гоенки, прекрасно их понимаю. Это очень сложно и, в тоже время, крайне полезно, особенно для тех, кто склонен много думать, рассуждать и волноваться. Однажды, я тоже присоединюсь к этой практике в странном, потерянном в джунглях, подземном храме Умонг.

You may also like...