Как делается 100% натуральная ткань

Путешествовать может не только человек, но и его мастерство. Например, способ изготовления полотна на ручном ткацком станке. Каким-то образом, это умение перебиралось с континента на континент, позднее достигая даже отдалённых островов в океане.

Удивительно, что в противоположных концах мира используется практически одинаковая конструкция ткацкого станка и метод ткачества. В Индии и России, Прибалтике и Южной Америке, В Египте и Индонезии.
Понятно, что когда человечество перестало носить шкуры убитых животных, появилась потребность в другой одежде, в каких-то полотнах, тканях. Но всё же, как практически одинаковая технология изготовления ткани распространилась по всему миру?

Как это знание передавалось с места на место? Заезжие торговцы, они же – путешественники, приносили его?

В какой бы уголок мира не приехала, везде узнаёшь, что раньше там делали ткани сами, используя растущие в той местности растения. А кое-где и сейчас вручную делают, но уже редко для себя, для повседневной носки. В основном, на продажу, как произведение традиционного народного искусства и чистый органический продукт.

Мы в России называем такие ткани хлопчатобумажными, потому, что сотканы они из хлопковой нити, но в других местах используются другие растения.

В Средней Азии и Египте выращивают хлопок, из которого прядут нить, в Китае – коноплю и крапиву, в России — лён, пригодный для ткачества, а в Индонезии растут высокие деревья, метров под десять в высоту, плоды которых – зелёные стручки.


Они становятся коричневыми, когда созреют. Длиной сантиметров по тридцать. А внутри у этих стручков находится белый плотный пух. Из него и прядут нить.


Очень длинными бамбуковыми шестами с крючком наверху женщины цепляют ветки дерева и трясут их. Спелые плоды падают на землю. Кожура у них крепкая. Чтобы расщелкнуть её, наступаешь на стручок ногой, после достаешь белую мякоть. Она – как вата, но шелковистая, очень приятная на ощупь.

Из этого материала женщины прядут нить, используя ручную прялку – колесо. Потом пряжа окрашивается натуральными красителями: корой, листьями и корнями деревьев и растений, растущих в тропиках.

Зелёный цвет, например, дают листья манго. Шоколадно-коричневый получают из древесины Arborea, оранжево-красный из корней Noni, а синий «индиго» можно извлечь из многих трав и кустарников.

Все используемые краски настолько естественны, что женщины работают без перчаток, окрашивая пряжу или ткань. Руки, конечно, пачкаются, но кожа не раздражается.

Из тропических растений можно получать яркие стойкие разноцветные красители, поэтому окраска и роспись по ткани традиционны для Индии и Индонезии, и для других стран этого региона.

Индонезия знаменита своим батиком — ручной росписью по ткани. Цвета чаще всего используются контрастные, чтобы выделить рисунок. Оттенки одного цвета встречаются гораздо реже.

В северных странах до развития химической промышленности не было ярких натуральных красителей. Лишь бледно-коричневый можно было получить из коры дуба или желтоватый из луковой шелухи. Поэтому, мне кажется, для украшения тканей и использовалась вышивка яркими нитками. Наверное, привезёнными издалека.

У народов пустыни (бедуинов, например) тоже очень популярна вышивка. Растений, из которых можно извлечь краситель, у них нет.

Чтобы ремесло ткачества не было утеряно, в Индонезии созданы женские мастерские. В них молодёжь учат этому трудоёмкому искусству, требующему огромного терпения и усидчивости.


Получающаяся ткань ручной работы – с немного неровной поверхностью, с выпуклостями из-за неоднородности нити. Такая домотканая, 100 процентов органическая, натуральная красота.


Широкий шарф стоит около 20 американских долларов. Носиться будет долго. Времени, чтобы соткать его, уходит много, если учитывать прядение нити, окраску пряжи, потом работу на ручном ткацком станке.


В современном мире редко можно увидеть что-нибудь, на самом деле, органическое, натуральное. В природе всему есть свой черед, своё время. Мы же слишком спешим, торопимся, быстрее иметь. И даже представить себе не можем, что можно потратить столько времени, чтобы сделать ткань, роспись на ней или вышивку. В наши дни только художники, мастера прикладного искусства создают такую красоту.

Мне кажется, что сохранять, не терять традиции, старинные ремёсла – важно. Для будущего.

Где полюбоваться на яркие наряды

udaca
Оцените автора
Добавить комментарий