Озёра Тянь-Шаня, мистические и прекрасные

Белые ломаные очертания гор начинают тревожить воображение сразу, как только выходишь из аэропорта «Манас» в Бишкеке. Тянь-Шань – место загадочное, красивое, невероятно притягательное. Горные озёра – естественная часть его великолепия, их красота и кристальная чистота, редкостные оттенки и величественное обрамление запоминаются на всю жизнь. Многие из этих озёр необычны, связаны с тайнами, легендами, мистическими историями или просто необъяснимыми явлениями.

Игрушка для учёных

Вот, например, озеро Мерцбахера, уютно устроившееся в верховьях ледника Северный Энгильчек (Иныльчек) – всё лето оно наполняется водой, по которой дрейфуют задумчивые айсберги, а в какой-то момент ближе к осени вдруг с диким грохотом сбрасывает всю воду в ледяные подземные туннели, по которым 30 км мчится к реке Энгильчек, из неё – в Сарыджаз и дальше, до самого Китая. В течение двух-трёх дней озеро полностью спускает весь запас воды (более 250 кубометров!), оставшиеся айсберги вольготно устраиваются на дне и ждут следующего лета, паводок же в окрестностях реки бушует дней пять-шесть.

Никто не может предсказать, в какой момент произойдёт очередное опустошение озера (кстати, раз в 20-30 лет оно устраивает свой аттракцион дважды за год); более того, объяснения, почему именно так происходит, вызывают ряд вопросов. По одной из версий, поднимающиеся льдины открывают проход для воды, а потом обратно его закупоривают – непонятно, почему закупоривают только после того, как вода ушла полностью, а не раньше.

По другой – за лето вытаивают айсберги, выстилающие дно озера, благодаря чему вода и получает возможность уйти через грунт. Однако иногда озеро спускает воду аж в октябре – с чего бы айсбергам вытаивать при температуре около нуля, а то и ниже?

Не вполне понятно и то, каким образом эта огромная чаша 4 км в длину и 1 км – в ширину успевает заполниться водой за короткие летние месяцы… Словом, вроде, все объяснения вполне научны и правдоподобны, но если вдуматься, всё равно много неясного и загадочного.

Неподалёку от озера учёные устроили международную климатическую обсерваторию, изучают необычное явление. Можно понять их живой интерес, любому бы хотелось разобраться, что происходит!

Восход на озере Иссык-Куль

Озеро-сказание

Вода в Иссык-Куле изумительных тонов – голубовато-зеленоватая ближе к берегу и глубокого, неправдоподобно синего цвета на глубине. В детстве мы называли его «цвет морской волны» – пока я не попала на Иссык-Куль, мне и в голову не приходило, что такой оттенок в природе можно встретить. Ещё вода Иссык-Куля солоноватая – это оттого, что в озеро впадает чуть ли не сотня горных рек и ни одной не выпадает. Когда вода испаряется, соли никуда не деваются, и если приготовить на этой воде чай, вкус у него получается своеобразный.

Прямо на берегу стоят просторные войлочные юрты – традиционное жилище киргизских кочевников. Ветерок чуть шевелит подсохшие травы, на горизонте белеют очертания гор – с одной стороны озера хребты Терскей-Ала-Тоо, с другой – Кунгей-Ала-Тоо. Говорят, что когда-то это были два рода, которые не поладили между собой и собрались воевать, а чтобы этого не произошло, между ними возникло огромное озеро – прямо перед тем, как они были готовы друг на друга броситься.

Юрты у озера Иссык-Куль
По другой версии, до смертоубийственных настроений они дошли не просто так, а из-за девушки (одни говорят, что её звали Сауле, другие – что Чолпон). Была она, само собой, невероятно прекрасной и голубоглазой, и никак не выбирала себе жениха. Женихам ждать, пока она определится, надоело, и они решили разобраться сами, сойдясь не на жизнь, а на смерть в поединке. Два самых сильных батыра (богатыря) – Улан и Санташ уже готовы были начать бой, за каждого из них болели (а при случае могли и на помощь прийти) родственники, и остановить распалившихся мужчин не было никакой возможности.

Тогда девушка, которая справедливо считала, что раз уж киргизы никогда между собой не воевали, то незачем и создавать подобные пагубные прецеденты, остановила набиравшую обороты ситуацию самым радикальным способом – вырвала себе сердце, заявив, что лучше уж она одна погибнет, чем воины пойдут стенка на стенку… Из груди её хлынула кровь, а потом – вода, превратившись в прекрасное озеро, а проштрафившиеся драчуны от горя окаменели, став горами… Впрочем, некоторые говорят, что Улан и Санташ обратились в могучие ветры, и до сих пор они нет-нет, да и сойдутся в битве над озером…

На этом романтические сказания о происхождении Иссык-Куля не заканчиваются – есть ещё парочка вариантов с участием жестокого хана и не то прекрасной девы, полюбившей неведомого красавца, не то верной жены местного табунщика (тоже, естественно, неземной красоты). После драматичного похищения и всяческих домогательств, женщина избегает «участи, которая хуже смерти», бросившись с высоты вниз – и превратившись там в озеро. Вариаций много, неизменно одно: озеро – прекрасная женщина, горы – могучие мужчины. И когда смотришь по сторонам, нежная и ласковая вода наряду с непредсказуемым характером Иссык-Куля (шторма здесь бывают внезапные и нешуточные), равно как и мощная суровость горных хребтов, наводят на мысль, что это вполне может быть правдой.

Вид на Терскей-Ала-Тоо

На заметку кладоискателям

Однако не только демиургические мифы (то есть, истории создания) связаны с этим озером. Не один век оно манит кладоискателей, и историй о спрятанных здесь сокровищах хватает. Для начала, по берегам Иссык-Куля ступала нога Чингиз-хана (или его коня) – именно в горах Тянь-Шаня провёл он одно из первых в истории человечества социологических исследований. Помните эту историю, когда он повелел своим воинам взять по камню и сложить их в курган? А потом, на обратном пути, сделать тоже самое? (Видимо, пока не сравнил получившиеся курганы, не осознавал, насколько много мужчин в боевых походах гибнет). Это произошло именно здесь, а перевал Санташ к востоку от озера так и переводится – «считанные камни».

И вот после гибели великого завоевателя, его сыновья, как говорят, имитировали похороны в Ордосе, а сами скрытно перевезли отца (и все сокровища, которые надлежало отправить вместе с ним в загробный мир) на берега Иссык-Куля – в вотчину его старшего сына Чагатая. Чтобы никто об этом не узнал и не поддался искушению разграбить ханскую усыпальницу, всех простых людей, принимавших участие в погребении, обезглавили, и никто, кроме царских сыновей, в итоге не знал, где находится могила Чингиз-хана. Тем не менее, каким-то образом, рассказы о сокровищах хана дошли аж до наших дней – и до сих пор их пытаются найти некоторые смельчаки. Пока, правда, безуспешно. Впрочем, может оно и к лучшему – ведь по преданию, если вскрыть такую могилу, не миновать войны.

Берег Иссык-Куля
Второй клад, по преданию, спрятанный у озера, принадлежал монахам-несторианцам. Скрываясь от монгольского войска, они скрыли немалое количество золота в одной из пещер, выбили на камне крест, дабы отметить нужное место, а потом подвели к тайнику одну из речушек и затопили пещеру. Между прочим, к этой версии учёные отнеслись весьма серьёзно – особенно после того, как в начале ХХ века появился монах с картой, на которой было указано заветное место. И что самое интересное, в процессе поисков обнаружили-таки золотой молоток (и второй – медный)… на чём дело и кончилось. Возможно, изыскания и продолжались, но уже под грифом «совершенно секретно». Известно, что в 50-е годы была предпринята ещё одна попытка разыскать благородные металлы несторианцев (её предпринял генерал Алиев), но либо до исследований дело не дошло, либо они довольно быстро были свёрнуты. Почему – неизвестно.

Несторианцев связывает с Иссык-Кулем не только спрятанное сокровище. Под водами озера, как говорят, покоится целый армянский монастырь этого ордена. (И не он один! Подводные археологические исследования обнаружили порядка десяти погружённых в глубины древних поселений, некоторые из которых датируются аж VIII- VII вв.до н. э.). Поднимая со дна древние чаши и кинжалы, исследователи надеются найти и серебряную раку с мощами святого Матфея, которая, по легенде, хранилась в монастыре.

Кстати, помните сказание о невидимом граде Китеже? Том самом, что ушёл под воду, когда ему угрожала смертельная опасность от войск хана Батыя? Так вот, существует мнение, что это он и есть, и находится вовсе не под водами заволжского Светлояра, а здесь! Эту версию, в частности, выдвигает Илья Глазунов в своей книге «Россия распятая».

На этом увлекательные истории отнюдь не заканчиваются. Но про инопланетян, трёхметровых рыб-мутантов и человекообразных амфибиях, которые тут тоже водятся, я, пожалуй, напишу в другой раз. А сейчас лучше поднимемся от селенья Тамга повыше в горы.

В горах Тянь-Шаня

О том, как влияет на погоду одежда

Знаете, когда едешь по горной тропе, а на небесах собираются тучи, и вот-вот польёт дождь, нужно немедленно надеть дождевик или непромокаемые брюки с курткой. Не только для того, чтобы остаться сухим – при сильном и длительном дожде, это поможет лишь временно. Но таким образом, как верят знающие туристы, можно «напугать погоду» – она поймёт, что нахулиганить не получится, и передумает проливаться дождём. И это часто помогает!

Хотя, конечно, лучше было бы иметь более надёжное средство для управления капризной горной погодой… Говорят, что когда-то такое средство было у прекрасной пери – жительницы высокогорной долины Терскей-Ала-Тоо. Была она младшей из трёх сестёр и до того мила во всех отношениях, включая и характер, что все её любили и к одному из дней рождения преподнесли ей волшебное платье (как вы уже поняли, именно оно и давало ей возможность управлять погодой).

Кони у озера
На беду, о платье прознал злобный дэв, обитавший неподалёку. Представив себе, сколько пакостей можно учинить, если получить возможность беспрепятственно вызывать бури, грозы и ураганы по собственному желанию, он решил похитить платье. Что и проделал, когда пери купалась. Увидев свою одежду в руках злобного дэва, альтруистически настроенная пери страшно расстроилась из-за того, какие беды это может принести. И попросила его позволить ей в последний раз надеть своё прекрасное платье, клятвенно обещая, что непременно после этого его вернёт.

Поскольку пери была известна своей честностью, дэв над ней сжалился (а может, это был такой изощрённый садизм) и выполнил просьбу. Умная пери надела платье, а потом сняла – предварительно проковыряв в нём ногтем мизинца дырочку. Получив трофей назад, злодей уже не мог воспользоваться им – магические свойства вещь утратила. В гневе дэв разорвал и выбросил ставшую бесполезной игрушку, но поскольку в платье была волшебная нить, то она не порвалась, а стала ручейком, связывающим два красивых озера Тешик-Кёль – половинки бывшего одеяния пери.

Тянь-Шань, вид на Тескей-Ала-Тоо от Иссык-Куля
Пожалуй, не имеет смысла задумываться, почему дэв никак не отреагировал на то, что пери предстала перед ним обнажённой. Да и представлять себе, как бы он выглядел в женском платье, тоже… А вот о состоянии своих ногтей, пожалуй, побеспокоиться стоит – вы пробовали какую-нибудь ткань разорвать ногтем мизинца? Лично у меня не вышло, из чего я делаю вывод, что нужно серьёзнее относиться к своему маникюру – а то мало ли что… Вдруг подарят магические джинсы, а их украдёт кто – надо же будет человечество от грядущих катаклизмов защищать!

А может, лучше вооружиться спелеологическим оборудованием и пойти искать клад монахов-несторианцев? Или, облачившись в водолазный костюм, попытаться достигнуть града Китежа или хотя бы прикоснуться к мощам евангелиста Матфея, хранящимся в армянском монастыре? Вариантов множество. И даже если не найдётся клад и не попадёт в руки волшебное платье, стоит приезжать на Тянь-Шань снова и снова. Потому что его горы, озёра, долины и ущелья сами по себе уже чудо, и раз увидев их, забыть уже невозможно.

Ольга Ладыгина

Центральная Азия – путеводитель для начинающих

Зачем ехать в Киргизию?

Ала-Арча. Амбиции. Акклиматизация

gven
Оцените автора
Добавить комментарий