Национальный парк Читван в Непале — знакомство со слонами

Весной этого года я во второй раз побывала в Непале, где мы прошли треккинг к Эвересту по горным тропам, увидели самые величайшие вершины мира, и, конечно же, сам Эверест, пережили массу эмоций и впечатлений. После всего, хотелось расслабиться по-настоящему, отдохнуть в комфорте и тепле.

Для этого мы выбрали поездку в Национальный парк Читван, который находится в равнинной части, на юго-западе Непала недалеко от границы с Индией. В планах у нас было близкое знакомство со слонами, носорогами, крокодилами, и прочей живностью, обитающей в Непальских джунглях.

В виртуальной сети есть много отчетов, где написано, что там много интересного, что туристы туда попадают, в основном, купив в любом местном агентстве тур на две ночи стоимостью от 80 до 150 долларов (в зависимости от предлагаемых услуг и наглости агентства). Что там есть слоновья ферма с мамашами-слонихами и слонятами-бебинятами. Там релакс и сплошные сто тридцать три удовольствия. Что еще надо измученному телу треккера после холодных высот? Тепло, безделье, развлечения и комфорт.

Но мы не ищем легких путей!

Перед отъездом в Непал мне на глаза попался отчет о самостоятельном посещении Читвана. Оказалось, что нет смысла покупать тур и переплачивать — все можно сделать самостоятельно и, возможно, дешевле. Начитавшись полезной информации в просторах интернета, я подбила своих спутников (мужа Толика и сестру Таню) не становиться пакетными туристами — после очередного самостоятельного трека в горы — это вообще было для меня делом чести.

Первым делом, мы узнали на ресепшене в нашем отельчике в Катманду, где находится остановка автобусов, которые возят в Читван туристов. Молодой менеджер отеля попытался продать нам и билет и тур в Читван по баснословным деньгам, но его предложение было мило нами отклонено.

Затем мы нашли место старта автобусов недалеко от туристического центра Катманду – Тамеля. Там же в одном из агентств мы купили билеты по указанной в интернете реальной стоимости — по 350 рупий (4,5 доллара) с человека. Осталось собрать необходимые вещи, оставить треккинговые рюкзаки на хранение в отеле, и завтра утром отправляться в путь.

Ранний подъем следующим утром. Съедаем остатки овсянки, приготовленной на газовой горелке, сдаем рюкзаки и ключи, и идем по раннему Тамелю к стоянке автобусов.

Пришли на место отправления, а там тьма автобусов в Читван и Покхару. Вся эта кавалькада двинется практически одновременно в одном направлении на юго-запад, потом дорога расходится — в Покхару на север в горы и в Читван — на юг, в равнины и джунгли. На подобном автобусе мы ехали в прошлом году из Покхары. 8 часов — без кондиционера это утомительно. Но нам обещают, что в Читван нас довезут за 6 часов. Ну, скажите, как можно ехать 180 км так долго?

Можно и дольше…

Дорога из Катманду в Читван на автобусе – достаточно утомительное времяпрепровождение. Но, насколько мне известно, других вариантов добраться туда нет. Поэтому за восемь часов нам пришлось перетерпеть остановку на завтрак, стояние в пробке около полутора часов, медленное перемещение автобуса по Катманду, с подбиранием по пути желающих ехать с нами, еще одну пробку, уже недалеко от Читвана.

Учитывая то, что температура воздуха была около тридцати, автобус был не кондиционирован, и дышали мы из открытых окон, в которые иногда пыль валила столбом, ехать все равно было интересно. Вот так, глядя в окно, можно рассмотреть другую жизнь Непала, не только то, что увидишь в туристическом районе Катманду или на треке в горах.

Когда автобус прибыл в Саураху (деревня, которая примыкает к Читвану), нас высадили на автостанции, в паре километров от национального парка. Тут же на нас накинулись таксисты и помогаи. Пришлось отклонить их предложение, тем более нас любезно пригласили (якобы бесплатно) доехать до Саурахи, какие-то ребята на джипе.

Мы уселись в джип вместе с испанцами, с которыми ехали все эти восемь часов в автобусе. В итоге, нас привезли в отель, состоящий из небольших бунгало. Там отдыхали пакетники. Менеджеры отеля стали нам объяснять, что мы тоже можем купить пакет всех услуг у них. Мне – гордой и самостоятельной путешественнице, не понравился такой расклад, и я подбила своих спутников к поиску гостиницы, где нет такого навязчивого сервиса. И началось мытарство.

Я таскала всю нашу, уже не совсем дружную компанию по отелям и резортам. Они сначала тихо меня ненавидели, потом уже откровенно и громко. Все время на треке в горах жили в трехместных комнатах. Теперь оказалось, что мы не поселяемся в трехместный номер, а нам нужны дабл и сингл. Через час мытарств мы остановились на одном из первых, просмотренных нами отелей, где трехместный номер со всеми удобствами стоил 500 рупий. Цена и условия нас устроили.

И решили мы все-таки жить втроем, как на треке. Ну, вроде бы все нормально. Теперь нужно было узнать, где же те самые слоны и крокодилы, которых мы желали увидеть. Солнце клонилось к закату, а мы только и делали, что куда-то ехали и в конце дня нашли ночлег. Так не пойдет, нужно было найти развлечение.

В Читване можно взять на прокат велосипеды, стоит удовольствие совершенно недорого (всего по 40 рупий – 0,5 доллара в час). А неспешное перемещение по деревне дает возможность рассмотреть все вокруг, и немного почувствовать себя частью местного населения, которое в большинстве своем перемещается на этом же виде транспорта. Некоторые, правда, ездят на слонах…

На велосипедах мы отправились в слоновью ферму. Деревня Саураха достаточно живописное место, с одной стороны ее границей служит речка, за которой начинаются джунгли и заповедник, а в другую сторону простираются рисовые поля, между которыми приютились невысокие глинобитные домики.

Воздух в этих местах как будто колышется, и заходящее солнце слегка размыто влажной сероватой дымкой. Помните, как Лиз Гилберт ехала на Бали на велосипеде мимо рисовых полей? Вот примерно так все и происходило, только дорожка была из булыжников, и трясло нас на велосипедах не по-детски.

Ферма находится на другом берегу реки, через которую ведет интересный мостик: между основаниями моста проложены доски, на которые просто набросали мешки с песком. Нам пришлось оставить велики на берегу перед мостом и отправиться дальше пешком.

Прийдя на ферму, мы заплатили по 50 рупий за вход, и пошли знакомиться с гигантами. На ферме только слонихи и слонята, самцов там не держат. Есть слонята, совсем маленькие, они бегают возле мам, остальных – тех, кто успел подрасти, держат на цепи. Это очень грустное зрелище.

Малыши очень забавные, в общем-то, как все маленькие детки. Кормят слонов интересным способом. Зерно заматывают в какие-то длинные листья, в результате получаются небольшие комки. Таким образом, слону удобно брать хоботом такой комок и засовывать себе в рот. Но один подросток-слон явно не любил листья, и старательно мотал комком вверх и вниз, так, что в итоге он слегка обтрепывался, и зерно быстрее попадало в рот. А потом листья слон выплевывал.

Интересно наблюдать за этими большими и сильными животными. Но в шесть часов ферма закрывалась, и нам пришлось уходить. Напоследок нас порадовал аттракцион с козлом. К группе японцев привязался козел, который клянчил у них кока-колу. Японцы поили козла из бутылки и с рук, а потом вообще отдали ему бутылку, из которой он пытался пить как из соски. Смешно и грустно – даже животному нравится кока-кола.

На этой ферме выращивают слонов на продажу в зоопарки, и молодые слоники разъезжаются по всему миру. Думаю, что продажа слона приносит немалые деньги. А условия для людей и животных совсем примитивные. Возможно, непальцы этого и не замечают, они просто не знают иной жизни.

Вечером мы поужинали в ресторанчике. На центральной улице масса кафе и ресторанов. Мы выбрали тот, который зазывал рыбным меню. Поднялись на крышную террасу и провалились в отдых, чревоугодие и распитие пива (это было очень приятно после трудного и аскетичного трека в горах). Больше всего нам понравилось местное пиво Горкха. На втором месте оказался Эверест, ну и остальные я просто не запомнила.

Там меня снова посетило состояние нереального восприятия времени – оно было как будто резиновое. Вчера утром мы улетали из гор, где ночью спали в спальниках, и утром было холодно так, что и изо рта валил пар. Сегодня вечером сидим в жаре и духоте, вблизи джунглей, и кормим комаров. А ощущение, что прошла неделя между этими событиями.

Картинки очень часто сменяют одна другую, часы наполнены переменой событий. И самое главное, что мне нравится жить в путешествии – жизнь становится разнообразной, насыщенной эмоциями и постоянным ощущением того, что ты живешь здесь и сейчас.

Уставшие и довольные, мы вернулись в место нашего ночлега. Нас с распростертыми объятиями встретил Радж — менеджер отеля стал красиво нас обрабатывать. Он предложил нам все возможные экскурсии по неплохой цене (я опять-таки сверилась с прошлогодним отчетом о Читване, судя по которому он накинул совсем немного, да и ребята, которые его писали, жили совсем аскетично – на овсянке). Короче говоря, мы согласились и все-таки стали пакетниками.

Так что же предлагает Чиван туристам из развлечений?

У нас была насыщенная программа следующего дня: сначала прогулка на каноэ по реке, потом пешая прогулка по джунглям, наполненным дикими животными, затем купание на слонах, а вечером, после сиесты – сафари на слонах по джунглям.

Прогулка на каноэ начинается, как правило, рано утром. Каноэ вмещают в себя 6-7 человек, и управляет им непалец, который просто-напросто упирается длинной палкой в дно неглубокой речки и толкает таким образом каноэ в нужном направлении. Мы отплыли от берега, с нами был сопровождающий нас гид в зеленой форме, который сразу же стал рассказывать о различных птицах, обитающих в этих местах.

Действительно, по пути мы видели белых цапель, каких-то всевозможных уток и еще массу птиц, названий которых и не упомнишь. Но целью прогулки на каноэ было увидеть крокодилов, которые утром вылезают из своих убежищ погреться на солнышке. А вот этого мы как раз и не увидели, видимо было еще достаточно прохладно. Но день только начинался, и поэтому мы не унывали.

Ранняя прогулка по реке связана с тем, что на каноэ вас отвозят к началу пешей прогулки по джунглям, возвращение откуда происходит уже к полудню, и жара и влажность на самом пике. Поэтому чем раньше начать ее, тем лучше.

Пеший поход по джунглям, это то, что особенно нас развеселило. Когда мы высадились из лодки, наш гид стал читать нам лекцию о том, как нужно себя вести в джунглях и как спасаться от носорога, слона и тигра. Он делал строгое лицо, принял у нас экзамен о способах спасения от диких животных, и только после этого повел нас в джунгли.

Джунгли я себе представляла совершенно иными: лианы, с листьев стекает влага, ноги утопают в папоротниках. Там же джунгли совсем другие. Частично это лес, а местами огромные заросли кустарников. В лесной части достаточно сухо, и на земле лежит покров из желтых листьев. Но звуки и запахи не подвели моих представлений: вокруг все время кто-то кричал, ухал, а ароматы вокруг были просто непередаваемыми, воздух весь пропитан запахами растений и цветов.

Дальше было очень весело. Гид все время к чему-то прислушивался, приседал, разговаривал шепотом, водил нас зигзагами, говоря о том, что вот тут недавно были звери, и нужно быть очень осторожными. Когда он подвел нас к куче дерьма и стал рассказывать о том, что полчаса назад тут были носороги, нам стало смешно, а когда у следующей кучки он нам рассказал, что мы разминулись с медведем, мы стали хихикать уже не скрывая свое отношение к этой экскурсии.

Потом гид нас случайно вывел на дорогу для джипов, и стало понятно, что туристов тут водят по не совсем настоящим джунглям, а только по тем местам, куда дикие животные не отважатся прийти, чтобы не столкнуться с человеком. Но все же мы увидели невдалеке спящего носорога, и стадо оленей, которое молнией промчалось мимо нас.

Птицы нас не боялись, и огромный павлин, слетевший с ветки, умудрился испугать нас. Прогулявшись пару часов по джунглям, мы вновь вышли к реке с противоположной стороны места старта каноэ. Вдали я увидела одинокого слона, который шел на водопой.

Мне подумалось, что это был свободный слон, пришедший из джунглей искупаться и попить воды. На нем не было цепей, он не был раскрашен, как слоны-носильщики. Это животное впечатляло своей силой и спокойной уверенностью.

Переплыв на другую сторону реки, мы приготовились к третьему номеру нашей развлекательной программы – купание на слонах.

Но наш гид упорно нас вел в отель, где нас ждал обед. Меня немного смутила такая настойчивость: А как же купание? Мы как раз проходили мимо места, где несколько слонов купались вместе с туристами. Но его это не остановило, он отнекивался тем, что все будет позже. Ну, позже так позже.

Мы вернулись в отель, поели и приняли душ, и стали искать Раджа, чтобы уточнить нашу дальнейшую программу. Радж явился только к трем часам, и стал рассказывать, что дальше нам запланирована поездка на слонах по джунглям.

Я сразу влезла с вопросом: А когда купание? Он удивленно на нас посмотрел, и спросил: А вы разве не купались? Купание на слонах проходит до обеда – как раз тогда, когда мы проходили мимо купающихся туристов и слонов. Стало попахивать разводом, и мне было противно и неприятно от сложившейся ситуации.

Толик попытался ее исправить и настоял на том, что купание мы оплатили, поэтому необходимо, чтобы оно состоялось. Повисла пауза… Радж улыбнулся, сказал «нет проблем», и удалился.

Наступило время сафари на слонах. Наш гид и Радж усадили нас на свои мотоциклы и отвезли в то место в Читване, где проходят сафари. Это огромная поляна, окруженная лесом. У невысокого забора стояли несколько лестниц с площадками, по которым можно подняться на посадку. Вдали выстроилось «войско» из огромных исполинов, у каждого на спине была корзина для людей, куда помещается по четыре человека. Погонщики сидят на шее у слона.

Когда подошла наша очередь, нас рассадили по слонам, и мы отправились в путешествие по джунглям. Я сидела отдельно от Тани и Толика, и мне как на грех попалась очень строптивая слониха, она упиралась и не хотела идти, а если и шла, то, как будто специально очень сильно раскачивала корзину. Мне было откровенно страшновато.

В голове складывался план экстренной эвакуации, если слонихе вдруг вздумается нас стряхнуть с себя. Но все прошло отлично. Перед началом сафари, каждый слон проходит Контрольно пропускной пункт, где погонщику подписывают какую-то бумагу – я ее назвала Путевой лист. Потом тропа ведет к реке, через которую слон переходит вброд, по пути он может набрать в хобот воды и попить, а заодно остудить туристов у себя на спине. Дальше наш путь лежал сквозь джунгли. Везде натоптаны тропки, по которым ходят слоны, а погонщики только слегка постукивают слонов по ушам, и издают звуки, понятные слону, таким образом, направляя его движение.

В этой части джунглей очень высокие деревья, и заросли кустов, над которыми мы возвышались. Пройдя часть леса, мы снова вышли к реке, и недалеко от себя увидели огромного крокодила, который грелся на солнышке.

Перейдя реку, мы снова углубились в джунгли, встретив по пути семейку обезьян, живущую высоко в ветвях. Затем почти одновременно все слоны вышли на огромную поляну, где жило семейство носорогов – мама и ее небольшой детеныш. Видимо эти животные привыкли к туристам, потому что они мирно паслись в траве и не собирались никуда убегать.

Сделав фото носорогов, мы двинулись в дальнейший путь, который через чащи привел нас обратно на ту поляну, с которой мы стартовали. В общем, интересная забава, только мне все-таки было страшновато. Я совершенно не боюсь высоты, но здесь пугала зависимость от настроения и состояния огромного животного, которое несло меня на своей спине.

Нас отвезли обратно в отель. Остался один открытый вопрос: купание на слоне. Для меня это было принципиально, потому что, когда я узнала про Читван впервые, больше всего меня привлекло именно это. Может быть, это совершенно детское желание, но что же поделать, оно было именно таким.

Радж все-таки устроил нам душ на слоне. Мы отправились на берег реки, где солнце уже катилось к закату. Многие отели выходят своей территорией на берег, и туристы вечером садятся с бокалами живительной влаги понаблюдать закат солнца. А тут пришли мы, на слоне, купаться.

Я себя чувствовала как в театре на сцене, жаль, что не было аплодисментов. Слон слегка упирался и утробно рычал — он не хотел в воду, но погонщик его уговорил. Я уселась ему на шею, Татьяна за мной, а Толик сзади. Слон зашел в воду, набрал в хобот воды и стал нас поливать как из огромного душа. Это было непередаваемое ощущение детского счастья. Я визжала как маленький ребенок, и кричала слону, чтобы он не стеснялся и поливал нас еще.

Потом погонщик дал слону какую то команду, и он плавно завалился на бок и свалил нас в реку. Мы были абсолютно мокрые. Вынырнув из воды, мы стали мыть спину этому большому чуду с шершавой спиной. Потом снова на него залезли, и он снова нас поливал, а потом снова сбросил. Я ни капельки не жалею, что настояла на том, чтобы искупаться вместе со слоном в реке. Такие впечатления остаются на всю жизнь.

На следующее утро мы рано утром поехали обратно в Катманду. Дорога заняла столько же времени, и в Катманду нас ждало еще много интересного, но это уже другая история.

Стоит ли ехать в Читван?

Кто-то скажет — обязательно. Есть те, кто побывал там и скажут что не стоит, да и у меня сначала было такое мнение, что многие моменты рассчитаны на непредвзятого путешественника. Но сейчас, спустя время мне вспоминается близкое общение с этими огромными животными, детская радость от летящей из хобота в лицо воды, маленькие страхи, и смешные моменты, удовольствие, которое я, наверное, в другом месте не получила бы. Пускай каждый сделает свой вывод стоит или не стоит туда ехать. Но только сам, после того, как побывает в национальном парке Читван.

А еще осталось чувство легкой грусти, после этой поездки и от общения с самыми большими в мире животными, ведь у каждого из них есть своя мечта и своя история. Вот например такая, которую мне тихонько рассказал один грустный и милый слон.

Он был большой и вовсе не упрямый, его походка отличалась уравновешенным спокойствием, которое дается тем, кто знает все о своей жизни и немного умеет заглядывать в будущее. Он был рад тому, что его хозяин был с ним не сильно строг, так, только иногда, слегка перебрав или поссорившись с женой, мог пнуть его посильнее или стукнуть палкой по макушке. Да и то, не сильно.

Когда он видел свое отражение в реке, ему казалось, что он немного симпатичен и совсем не лопоух. Ему достались крепкие ноги, которые помогали твердо ступать по земле и делать свою ежедневную работу. Его нос четко улавливал запахи джунглей и маленькие розовые родинки на нем не портили его внешний вид. Наоборот, добавляли его мощной фигуре немного детской непосредственности. Можно сказать, что Прабху был счастлив.

Если бы не этот ветер, изредка приносящий запахи гор. Его холодные струи неслись издалека, но чуткий нос Прабху улавливал все оттенки. После чего он не мог отогнать навязчивые мысли, что где-то там, далеко, есть горные вершины, покрытые вечными снегами, и ледники, привкус которых он чувствовал, пробуя на вкус и смакуя речную воду.

Он мечтал быть гордым горным орлом, и летать в вышине, парить над скалами и реками в горных ущельях. Он хотел ощутить легкость парящего тела, без цепей на ногах — только ветер в ушах и морозный воздух, рассекаемый легким покачиванием крыльев. Он был слоном, а мечтал быть свободной птицей, парящей вокруг белых вершин. Его судьба — носить туристов на себе в корзине по джунглям.

Но его не покидала уверенность в том, что после этой жизни придет новая, с ветром под крыльями и свободным парением среди гордых вечных гор.