Одно из основных развлечений для туристов в Тайланде – знаменитые змеиные шоу. Татуированные мужчины, сами похожие на змей непроницаемостью лиц, таскают ядовитых рептилий за хвосты, заставляют кобр раздувать капюшоны, целуют их, а потом показывают почтеннейшей публике стекающий по блюдцу яд.
Танец человека и змеи, где молниеносные броски обоих каждый раз застают врасплох неискушённого наблюдателя, восхищает и завораживает. Невозможно оторвать глаз, невозможно перестать задаваться вопросом «а что, если…» – что, если человек не успеет вовремя отпрянуть от атакующей кобры, что, если удав успеет намотаться на человека и заставит испытать его всё смертоубийственное давление колец – тонна на квадратный сантиметр…
Наше традиционное отношение к змеям (у, подколодная!) имеет мало общего с тайским почитанием этих по-своему красивых и очень грациозных существ. Достаточно посмотреть на одно из традиционных изображений Будды – то, где он сидит, заботливо прикрытый капюшоном и семью головами великого Нага Муччалинды. Это глубочайшее уважение и почитание заставляет задуматься – настолько далеко оно от нашего привычного страха и – что греха таить – некоторого отвращения.
В конце концов, оказывается, что привычные нам по детской сказке Киплинга Наг и Нагайна не имеют ничего общего с настоящими Нагами индуизма. Что ж, возможно, неожиданная трактовка «гадов ползучих» значительно расширит наши представления о мире и – как знать? – сделает нас более терпимыми к живущим рядом с нами существам.
Мудрые змеи-буддисты
В традиции буддизма наги – это змеи, у которых может быть самое разное количество голов, от одной до тысячи, и которые могут по желанию принимать человеческий облик. Говорят, что когда Будда познал истину, люди были не готовы её воспринять, и именно наги стали первыми его учениками, которым он поручил сохранить сокровенное знание с тем, чтобы позже передать его повзрослевшему и повысившему свою осознанность человечеству.
Место проживания нагов, согласно разным мифам, варьируется от священной горы Меру до рек и океанов; распространено и мнение, что нагам принадлежит подземный мир – патала, якобы именно там находится их столица Бхогавати. Наги стерегут сокровища земли, враждуют с птицами и их царём Гарудой, практикуют магию и не прочь при случае обернуться людьми – либо для того, чтобы последовать буддийской традиции, либо чтобы вступить в брак с какой-нибудь привлекательной человеческой особью.
Например, в главе «Сутра Лотоса» труда «Девадатта» рассказывается о женщине-змее, которая настолько вдохновилась, услышав эту сутру в исполнении Манджусри, что превратилась в мужчину, чтобы достичь просветления. Свой пол она не сочла нужным сохранить, поскольку в традиции «Махаяны» нирвана уготована только людям с Х и У хромосомами – причём неважно, насколько просветлено другое существо, если у него нет мужского человечьего тела, состояния Будды ему не достичь. К слову, упомянутая змея просветлилась немедленно по изменении облика, то есть она изначально находилась на очень высоком духовном уровне.
Если же говорить о браках между людьми и мудрыми нагами, то надо заметить, что даже цари и герои не чурались подобных уз. Царевна-нагини Улупи стала женой Арджуны, а нагини Кумудвати – супругой сына Рамы Куши. О нагах много рассказывается в «Махабхарате» – и один из героев этого эпоса, Ашваттхаман, сын Дроны, тоже выбрал себе в качестве подруги жизни девушку из нагов. К слову сказать, превратившиеся в людей наги обоего пола, как правило, чрезвычайно хороши собой, а отпрыски от смешанных браков отличаются нежным характером, поскольку обладают «водной сущностью».
Из знаменитых змей, почитаемых в традиции индуизма, стоит отметить тысячеголового Шешу, который держит мир (не только землю, но и все прочие планеты – на то ему и головы в таком количестве). Когда приходит время в очередной раз разрушить вселенную (что Брама проделывает с регулярностью раз в 100 своих лет, равняющимся 311 триллионам лет на Земле), Шеша поворачивается, и опять готов держать вновь созданную вселенную. Кстати, вроде бы именно великий тысячеголовый наг уничтожает мир через каждые 100 лет Брамы, извергая ядовитый огонь. А землетрясения, как говорят, он вызывает, когда зевает. Ещё он постоянно славит Вишну всеми своими многочисленными головами.
Огненные шары Нага
Раз в году в тайском регионе Исан на реке Меконг можно наблюдать загадочное явление – из воды появляются красноватые светящиеся шары, взлетают на высоту десять-двадцать метров и пропадают. Чаще всего это случается в октябре, накануне праздника Паварана, иначе известного как праздник света (это день окончания вассы – трёхмесячного ретрита, предписанного Буддой). Правда, порой можно увидеть этот феномен и в неурочное время.
В самой реке, по преданию, живёт великий змей Пхая Наг, который и создаёт мириады чудесных шаров, празднуя окончание вассы, которую он сам неукоснительно соблюдает. Кстати, местные жители до сих пор совершают жертвоприношения, надеясь снискать благосклонность нага, а с ней и защиту от бед, и удачу в делах.
Про Пхая Нага в Тайланде рассказывают любопытную легенду. Говорят, что в одном из ранних воплощений, Будда был Боддхисаттвой по имени Пхая Кан Карк. Уже тогда он был весьма благочестив и вместе со своей женой изучал Дхарму и читал проповеди. Местное население настолько этими проповедями увлеклось, что забыло делать подношения божеству по имени Пхая Тан – создателю всех существ и дождя. Не получив привычных даров, Пхая Тан обиделся и наслал на землю засуху – по его проклятию, дождь не шёл в течение семи лет, семи месяцев и семи дней. Узнав об этом, змей Пхая Наг, который тоже очень любил проповеди Боддхисаттвы, решил помочь людям и пошёл войной на недовольного бога. Он не преуспел, но заслужил симпатии своего кумира Пхая Кан Карка – тому понравились мотивы нага.
Боддхисаттва урегулировал отношения с божеством довольно-таки зверским образом – повелители скорпионов Манг Нгод и Манг Нгао превратились в одежду мстительного Пхая Тана, а Пхая Наг уменьшился до размеров крошечной змейки и спрятался в его башмаке. Потом по сигналу Пхая Кан Карка они начали кусать и терзать бога. Тот вскоре запросил пощады, и все сошлись на том, что дождь будет идти регулярно согласно сезонности, а люди будут исправно делать подношения Пхая Тану. С тех пор в окрестных деревнях в середине шестого месяца запускают фейерверки и устраивают праздничные шествия в честь бога, а тот следит, чтобы погода благоприятствовала сельскохозяйственным работам.
Но это ещё не всё. Когда в очередной инкарнации Пхая Кан Карк стал Буддой, Пхая Наг узнал его по взгляду, превратился в человека и стал одним из его учеников. Правда, как-то во сне он случайно вернулся в свой естественный облик, перепугав до невозможности всех прочих монахов. Будда признал его, но попросил оставить ученичество, поскольку только людям дозволено становиться монахами. Но в память о своём верном последователе он решил, что буддийских послушников надлежит называть нагами. А Пхая Наг с тех пор запускает огненные шары, празднуя пришествие Будды.
Учёные считают, что источник этих прекрасных светящихся «яиц» без дыма и запаха – особая смесь газов, основное место в которой занимают метан и азот. Смесь образуется в результате взаимодействия продуктов распада органического происхождения, взвесью плавающих в реке, и их ферментации. В определённых климатических условиях газы формируют шары, которые засчёт высокой температуры поднимаются в воздух. Так ли это на самом деле, непонятно – однозначных доказательств тому нет.
Ещё говорят о том, что в данной местности видели гигантских змей, размером порядка 18 м. Этот вопрос исследовал Ричард Фриман из Центра Аномальной Зоологии, который приезжал сюда в 2000 г. и беседовал с очевидцами, якобы встречавшими аномальных рептилий. Впрочем, задокументировать существование нагов пока не удалось.
Как бы то ни было, если вам удастся оказаться неподалёку от Меконга в конце октября, непременно погуляйте поздним вечером по берегу реки – возможно, вам повезёт увидеть, как Пхай Наг запускает свои фейерверки.
Ольга Ладыгина