Путешествие по реке Махакам

В Самаринде — столице провинции Восточный Калимантан — мы нашли проводника, договорились с ним о цене и назначили выезд на следующее утро. Оставив большую часть вещей в гостинице, мы взяли с собой только необходимое, что может пригодиться в полевых условиях в течении трех дней. Естественно, я не взяла с собой ни одно зарядное устройство, откуда у дикарей электричество! Зато запасные аккумуляторы и карты памяти для всей фото-видео техники.


Маршрут выбрали довольно простой, почти без пеших переходов. Все передвижения по воде на каноэ с мотором. Я смутно представляла, что нас ожидает, и куда мы отправляемся. Обещали джунгли, а в них диких обезьян и сказочных птиц, и где-то там среди этого поселения местных народностей. И все это мы увидим, не ступая на землю, с воды реки Махакам!

Выехали рано утром, лучше бы, конечно, на джипе, но его не было, поэтому поехали на обычной тайоте. До Тенггаронга дорога вполне приличная, а вот дальше до Кота Бангун местами была совсем размыта — сезон дождей! Проносились мимо больших деревень и одиноко «посередине нигде» стоящих домов, мимо плантаций кокосовых пальм и каучуковых деревьев, мимо рамбутановых и банановых рощей. Но больше по сторонам были джунгли. Настоящие, непроходимые.

В Кота Бангуне мы пересели в лодку и направились вверх по течению Махакам в глубь Калимантана. Здесь все и началось.

В путешествиях я очень люблю все супер аутентичное, такое чтобы совсем настоящее без всяких туристических прекрас. В Индонезии с этим проблем нет, большая часть Индонезии вообще не знает, что такое «белый турист». Поэтому, когда я попросилась в туалет, мне указали на деревянный сарайчик, стоящий на краю пристани. Открыв дверь, я увидела щель в полу, а в ней воду реки Махакам. Лодка стояла в полуметре за деревянной перегородкой. Подождите, что прямо в воду? Я так не могу! Но вариантов то нет! Зато супер-пупер аутентик!!!

По берегам реки стояли дома, домики, хижины, лачуги. Большинство на сваях, так как Махакам может разливаться до 2 км в ширину и менять уровень воды на несколько метров. Почти у каждого «дома» на воде стоял «сарайчик», который мне уже посчастливилось посетить. Тут же рядом с ним иногда сидели женщины и мыли посуду, кто-то чистил рыбу, кто-то стирал одежду, кто-то мылся или дети веселой толпой просто резвились и плескались. В той же самой воде! Естественная канализация и водопровод — два в одном.




Мы были в Индонезии всего пару дней, в самом начале нашего шестинедельного путешествия, и видели все вокруг впервые.

Образ жизни простых индонезийцев поражал, впечатлял и удивлял. Конечно, уже через несколько дней мы привыкли к подобным условиям проживания, но даже позже, увидев похожее на Сулавеси и в Папуа, самые яркие эмоции остались от Калимантана, от этих самых первых дней путешествия!


На встречу нам проходили такие же каноэ или лодки побольше. Завидев два «длинных белых носа», местные принимались изо всех сил махать руками и улыбаться во весь рот. Иногда даже кричали что-то! Всех очень радовало, когда мы улыбались и махали в ответ. Если нас замечали в доме на берегу, то посмотреть и помахать выбегали всей семьей. Я в жизни столько не махала, как за поездку по Махакаму. Временами получалось какое-то непрерывное махание. Своеобразное невербальное общение — мимолетный контакт с местным населением.


Очень необычно и колоритно смотрятся мечети, стоящие прямо на воде. Люди кутай, как и большинство населения Индонезии, исповедуют Ислам. В каждой деревне, даже самой маленькой, обязательно есть мечеть.
Наконец, после нескольких часов путешествия по воде, мы въехали в большую деревню, где нам предстояло остановиться на первый ночлег.

Муара Мунтай расположилась по обоим берегам расходящийся на два рукава реки. В центре ее красовалась огромная для местного размера мечеть с высоченным минаретом — Ями Ату Таква (Jami Atut Taqwa).


Но мы не остановились в деревне, мы прошли ее мимо и свернули в один из притоков реки. Было подходящее время посетить место, где живут пресноводные дельфины. Вид уникальный и исчезающий, так что увидеть их возможно, только если повезет. Нам повезло. Минут 30 мы наблюдали, как шестеро из них поочередно показывали свои серые спины из темной воды Махакама.


Мы вернулись в Маура Мунтай. Причалили к одной из пристаней и по деревянными помостам пошли между домов в глубь. С воды деревня выглядела стоящей на воде, ни клочка берега или земли, на которую можно ступить. Все дома на сваях с плавучими помостами и пристанями. Казалось, что за первым рядом домов выходящих на реку, нет ничего. На самом деле там был целый городок с улицами, школой и полицией! Улицы и дома большой деревни настланы на сваи на высоте метр-два над кашеобразной вязкой землей.


Ночевали мы в гостинице, чего я совсем не ожидала. Там были нормальный водопровод, электричество и телевизор!!! И два вида туалета на выбор: индонезийский и европейский. Из чего я сделала вывод, что заморские туристы посещают эту деревню довольно активно, так как ни один приличный индонезиец по своему желанию в жизни не воспользуется нормальным, в нашем понимании, унитазом!

Кстати, да, в Индонезии не знают, что такое стульчак. И не смотря на то, что фаянсовый предмет будет выглядеть привычно, сея необходимая его часть будет отсутствовать повсеместно.

Комната маленькая с одной кроватью и вентилятором на потолке. Окна — в стену соседнего дома. Условия, как вы уже поняли, в коридоре. Но довольно чисто, а главное аутентично)

Тут я познакомилась с другой особенностью индонезийского быта — это отсутствие одеял, ну или хоть какого-то покрытия, как мы привыкли. Зато подушки почти всегда — четыре. Две обычные и две в виде валиков. Валиками они что ли укрываются?!
Помимо нас, в гостинице жил еще индонезийский старичок. Они на пару с нашим проводником дружно ходили омывать ноги и руки перед молитвами Аллаху. А вечером после ужина, сидя перед телевизором на лавке, весело болтали на местном наречии.
Мы же до ужина успели прогуляться по деревянными настилам улиц, поглазеть на местный быт и познакомиться с людьми кутай. Но об этом в следующий раз…


Продолжение следует…

You may also like...