Салоники: калейдоскоп эпох

Салоники- город, в котором переплетаются эпохи. Здесь в византийском храме просвечивает языческий храм, жилые дома стоят вплотную к раскопкам античного рынка. Местные жители не уничтожают следы эпох, а живут среди них, причем вполне современной и динамичной жизнью. Побывать в нем давно стало моей навязчивой идеей. И моя мечта сбылась этим летом.

Мое любимое занятие в поездках – это прогулки по городам в своем темпе, в своей компании. Узнавать город в групповой организованной экскурсии, конечно, тоже интересно. Экскурсовод обычно рассказывает интересные подробности о городе. Но при этом задается определенный темп движения, и почувствовать настроение города уже становится сложнее.

Вот и в отдыхе в Греции этим летом мне хотелось найти возможность для таких самостоятельных прогулок. Хорошо, что мои друзья разделяли мое желание, и мы побывали в Афитосе, Нео-Муданье. Но больше всего нам запомнилась поездка в Салоники – столицу Северной Греции.

Поехать мы решили на один день, приехать утром на местном автобусе и вернуться вечером в Калифею. Нам хотелось от поездки многого: посмотреть все достопримечательности, посидеть в местных кафе, обязательно пройтись по магазинам, посмотреть на ночной город, прокатиться на туристическом автобусе, зайти в музеи и просто погулять. За один день мы бы все не успели и к началу поездки мы сократили этот список до плана-минимума: основные достопримечательности, прогулка по городу и шоппинг.

Из Калифеи до Салоник мы добрались на комфортабельном междугородном автобусе, который довез нас до автобусной станции Салоник. Оттуда в центр города мы договорились ехать на такси, чтобы сэкономить время.

Мы решили начать знакомство с городом с Белой Башни.

– Левкос-Пиргос – сказали мы таксисту. Он нас понял и домчал с ветерком.

И это был наш первый спуск в Салониках. Салоники – город на склоне горы Хортиатис, и этот склон хорошо ощущаешь при прогулке по городу. Салоники разделяют на нижнюю современную часть и верхнюю историческую. Деление это вовсе не означает, что в современной части нет исторических памятников. Просто здания и улицы здесь современные, улицы прямые. А в верхнем городе сохранились узкие мощеные улочки с более древней атмосферой.

Белая Башня в ее современном виде построена турками в 15 веке, хотя и раньше здесь была башня, еще с византийских времен.

Башня была частью крепостных укреплений вокруг города. Салоники на протяжении всей истории вынуждены были защищаться. Удачное расположение на пересечении дорог одновременно означало и постоянную угрозу со стороны соседей. Салоники постоянно подвергались нападениям: готы, славяне, арабы, болгары, скандинавы, турки. И на месте этой прогулочной набережной в былые времена стояли высокие стены.

Стену вдоль набережной разобрали в конце турецкого владычества, но башню оставили. Мы знали, что в башне есть музей, можно подняться на смотровую площадку, но еще столько нужно успеть посмотреть за этот день. Мы сфотали Башню, полюбовались с набережной знаменитой горой Олимп и двинулись вверх по улице.

И вот на перекрестке мы видим развалины, это часть восточных крепостных стен. Здесь сворачиваем налево и идем к Арке Галерия. И здравствуй, римская эпоха! Салоники в свое время были частью Римской империи и находились на пути между двумя столицами: Римом и Константинополем. Арка построена в четвертом веке нашей эры.
Арка сейчас очень странно смотрится без стен, в которые раньше она была вписана. Это старые одежды города, из которых он давно вырос.

Я разглядываю барельефы на Арке с подвигами императора Галерия в войне с персами, а подруги торопят, уже видна наша следующая цель: Ротонда.

Ротонда – ровесница Арки, и в ее истории можно увидеть и историю самих Салоник. Сначала это культовое место римской эпохи ( по одной версии это храм, посвященный Зевсу, по другой версии это мавзолей Галерия). Затем его перестраивают в христианский храм, и начинается византийская жизнь храма. В это время храм украшают мозаиками, от которых в наше время сохранилось далеко не все, к сожалению.

Во время османского правления в Ротонде устраивают мечеть. А после освобождения Салоник от османов, ее отдают опять христианам. Сейчас она стала музеем, но периодически в ней проводят церковные службы.

Мы заходим внутрь. Впечатления от мощи памятника очень сильные, несмотря на то, что сейчас там еще идут реставрационные работы.

Дальше мы идем к еще одному месту из Римской эпохи: месту древнего греческого рынка и Римского форума. Рынок находится в самом центре исторической части Салоник, что совсем неудивительно — это сердце торгового города. Но это Рынок был не только местом торговли, но и местом народных собраний. От римских времен здесь сохранился амфитеатр, который вмещал до 2500 человек.

Здесь можно оценить насколько город был ниже, чем сейчас. И еще много скрыто в земле, на которой стоит современный город.

Много археологических открытий сделано при строительстве метро в городе, хотя оно еще не закончено. Предварительный срок сдачи первой линии метро – 2016 год. Может тогда для нас станет более доступна и античная эпоха жизни Салоник, потому что часть находок планируют выставлять прямо в метро.

Район Римского форума можно было еще долго осматривать, можно посидеть в кафе с видом на раскопки, но мы поднимаемся еще выше и встречаемся с Византийской эпохой.

Главный Византийский памятник в Салониках – это Базилика Святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя Салоник. Дмитрий был офицером Римской армии, но вместе с тем и христианином. Его тайно крестили родители. Это было время гонений христиан, но Дмитрий вопреки приказам императора стал открыто проповедовать христианство. За что и был казнен.

День казни для нас нетрудно запомнить – 8 ноября, ведь ближайшая суббота перед ним – это наша родительская суббота, названная Дмитриевской.

Базилика построена на руинах римских бань, это было местом казни Дмитрия. И туда из храма мы спускаемся по узкой тесной лестнице. Тут же замечаем, что насколько было легко и возвышенно в самой церкви, настолько тяжело и угнетающе в этих катакомбах. Где-то здесь молился святой Дмитрий, зная, что где-то рядом в это время умирают христиане и что скоро придут и за ним.

Уходить от храма нет желания, но нам надо идти дальше. Подъем становится круче, а улочки начинают петлять: мы приближаемся к Верхнему городу.

Последние метры подъема самые крутые, самые тяжелые. И вот, наконец, мы у стен крепости, вернее на углу северной части, где стоит башня Тригонион, или Башня цепей. Эта Башня – сестра Белой Башни и построена турками примерно в то же время. Но здесь башня стоит в едином ансамбле вместе с крепостными стенами.

Верхний город или Ано Поли – это была самая укрепленная часть Салоник, эти стены не раз спасали жителей от нападений врагов. Глядя на стены можно представить как жители из нижнего города при нападении врага собираются здесь под защиту этих стен.

Мы решаем подняться на башню, откуда нам открывается потрясающий вид на город. Мы так высоко над городом, что уже практически достаем до облаков руками.

Город сверху напоминает ковер, то ли от того, что здания в Салониках примерно одной высоты и кажутся чем-то единым, то ли от того, что практически все здания одного, бело-серого цвета. Только иногда видны красно-коричневые вкрапления, и ближе к верхнему городу начинаются здания с крышами терракотового цвета.

Здания стоят так плотно друг к другу, что дорог на улицах совсем не видно. Складывается впечатление, что в городе нет улиц, такой город-муравейник. Думаешь, что в центре совсем нет зелени, но деревья в центре города растут, просто они не выше зданий и теряются среди них вместе с дорогами.

Нам очень повезло, что в это время на смотровой площадке башни кроме нас практически никого не было. Можно было проникнуться настроением этого города без суеты. Этим и хороши самостоятельные прогулки.

Я представляла все эпохи, которые город пережил, мирную жизнь местных жителей, и жизнь во времена нападений, и во времена турецкого владычества. Город так много пережил, но свой характер и свою уникальность он все-таки сохранил.

Чтобы ощутить атмосферу древнего города советуют прогуляться по улочкам Верхнего города. Как жаль что у нас всего один день, и в этот раз у нас нет времени на неспешную прогулку.

Мы решаем перед спуском в нижний город выпить кофе в кафе. Я заказываю фраппе, уже привыкла к этому напитку, прохладному и одновременно бодрящему.

И вот мы уже бежим-летим вниз по прямой дороге вдоль сохранившейся крепостной стены. Нам еще нужно посмотреть современные Салоники.

Вниз мимо больницы, кладбища с кипарисами, территории университета к улице, с которой начинали осмотр города. Мы ищем улицу Цимиски, здесь должны быть магазины и бутики. Так выглядят современные Салоники.

По этой улице доходим до площади Аристотеля, игнорируем настойчивых афрогреков, ищем на площади памятник Аристотелю, чтобы потереть палец на его ноге. Нужно набраться мудрости у философа, она никогда не бывает лишней.

В конце прогулки мы решаем заехать в шоппинг-центр, берем такси и снова совершаем подъем от набережной по городу, на этот раз мы уезжаем из исторической части Салоник.

Мне жаль покидать этот город. Еще столько не сделано, не узнано. Еще бы посидеть вечером в кафе на набережной, побыть среди салоникийцев, посмотреть панораму Салоник в вечернее время. В следующий раз я обязательно останусь здесь с ночевкой, чтобы было больше времени для прогулок в этом городе.