В Монтенегро почти самостоятельно

Кризисный 2010 год был тяжеловат, на работе пришлось отпахать все лето не поднимая головы. Но в начале сентября забрезжила возможность отдохнуть одну неделю. Мне очень хотелось всей семье вырваться за границу. Но сил на покорение вершин, преодоление долгих пеших маршрутов не было — все ушли в работу. Хотелось просто впитывать красоту, купаться в чистом море, увидеть новую страну, ну и, конечно же, горы (так сложилось, что моя любовь к горам непреодолима, поэтому мы стараемся выбирать страны, в которых есть горные системы). Куда же податься?

И тут мне случайно попадается на глаза информация о Черногории: прекрасные пляжи на Адриатическом море, горы, нависающие над ривьерой, глубокие ущелья-каньоны, мягкий климат — что еще нужно, чтобы уйти от проблем насущных и расслабиться?

Мне очень хотелось самостоятельно съездить туда, и не нарушать нашу традицию путешествий, когда мы абсолютно не зависим от турагентств. Тем более, что интернет кишит предложениями о жилье, по 50-80 Евро в сутки за квартиру со всеми удобствами. Напомню, мы отправлялись в Черногорию уже не в пик сезона — в сентябре.

Но проблема возникла с билетами — в 2010 году из Украины в Черногорию летали только чартеры. Я попыталась выкупить билеты у турагентств, но они наотрез отказывались их продавать без отеля в придачу. Хоть в сентябре народ немного схлынул, но купить перелет никак не получалось.

Пришлось общаться с агентствами и искать недорогой вариант перелета с проживанием. И я его нашла. Мне попалось специальное предложение, выходило 900 евро на троих: перелет и проживание в Будве в трехместном номере с миникухней, в частной гостинице с видом на горы. С видом на море номера были почему-то дороже. Но мне, жителю Одессы, как раз горы были больше по душе. Моря мне и дома хватает.

Итак, мы выкупили наши путевки, собрали чемоданы и отправились отдыхать. Сели в машину и отправились в Киев (из Одессы тогда в Тиват самолеты не летали). Машину оставили на стоянке для работников аэропорта Борисполь (там в два раза дешевле, чем на стоянке для прилетающе-улетающих). Сели в самолет и полетели в Тиват. Моя дочка Ксюша летела в первый раз, отрыв самолета от земли произвел на нее неизгладимое впечатление.

Через два часа мы были на месте. Каждое лето Черногория вводит безвизовый режим для жителей России, Украины, Казахстана. Это очень удобно, особенно если вы выбираете спонтанный отдых, да еще и в Европе. Не могу назвать Черногорию полноценно европейской страной, но они стараются, чтобы привлечь к себе как можно больше туристов. Интересно, что своей валюты в Черногории нет, и они не являются членами Евросоюза. Но валюта у них евро. То есть они полностью завязаны на потоке туристов, которые привозят валюту в страну. Производства, которое приносило бы им большие денежные вливания, в стране толком нет. Можно сказать, что это одна из экологически чистых стран Европы.

Трансфер нас привез в отель, и мы не долго думая пошли исследовать Будву. Кстати, мы выбрали для проживания Будву из-за того, что из нее нам было удобнее осуществлять набеги на ближние и дальние достопримечательности.

Будва очень древний городок, ей больше 2500 лет, и она является центром так называемой Будванской ривьеры.

Город состоит из Новой и Старой Будвы.

Новая — это сплошь отели, виллы, гостиницы, маленькие частные отельчики, рестораны и масса различных развлечений.

Старая Будва — типично средиземноморские постройки на небольшом мысе, выступающем в море, окружена средневековой крепостной стеной. Практически все здания в старой Будве — это тоже отели, рестораны и лавочки. Узенькие улочки, стены из камня песочного цвета, колокольни и башни, рвущиеся вверх к солнцу — все это производит впечатление, что вы попали в прошлое. Но стоит развернуться или слегка поднять голову — и вы понимаете, что вы в реальности — кондиционеры стирают дух прошлого.

Вечерняя Будва загадочна в огнях старинных фонарей.

В первый вечер мы пошли на городской пляж Будвы, сидели глядя на море и остров Святого Николы. Вода была кристально чистой и пахла арбузами. Это удивительно, но такого запаха моря я никогда не встречала. Свежестью и арбузами!

Вдоль бухты пришвартованы яхты, кораблики, лодочки — морские суда разных типов и достатка.
Мы купили бутылку местного недорогого сухого красного вина Вранац, с насыщенным вкусом. Оливок, спелых помидор и крестьянского сыра. На балкончике в нашем номере получился замечательный средиземноморский ужин.

Что же мы увидели в Черногории за 7 коротких дней отпуска?

Наверное немного, но мы постарались не размениваться на поездки в Хорватию, Боснию и Албанию, куда можно спокойно поехать без визы, купив поездку одного дня в ближайшем турагентстве. Мы решили, что скакать галопом по странам нам не интересно, и полностью посвятили все эти дни Черногории.

В первый день мы совершили пешую 10-километровую прогулку вдоль Будванской ривьеры.
Да, ни много ни мало. Но нам было интересно пройтись вдоль пляжей, маленьких городков, территорий пятизвездочных отелей, с собственными маленькими лагунами (по которым можно запросто гулять, везде все открыто, только посещение пляжей остается разрешено постояльцам отелей).

И при этом мы спокойно купались на всех понравившихся нам муниципальных пляжах, вход на которые бесплатный.

Пляжи все разные, на одних песок крупный и красноватый, на других мелкий и желтый, а на третьих даже с зелеными вкраплениями. Вдоль всей ривьеры ведет дорожка, переходящая в тоннели под скалами, проходящая от Будвы до Сутоморе.

Пройдя вдоль Будванской ривьеры мы дошли до жемчужины побережья — острова Свети Стефан, визитная карточка Черногории. Это остров-отель, куда вход разрешен жителям отелей. Также туда можно попасть с экскурсией, но нам не повезло — шла реставрация и и не пускали никого, кроме проживающих в отелях. Но со стороны он тоже прекрасен.

Питались мы тоже самостоятельно — не зря мы жили в номере с миникухней — это намного дешевле, чем есть в ресторанах каждый день. Тем более фастфуд в Черногории очень отличается от нашего. То, что они называют гамбургером — это домашний хлеб, очень похожий на Чиабатту, с всевозможными овощами и стейк, приготовленный на углях на ваших глазах. Также продается много фруктов, овощей, домашних сыров и мяса. В специальных магазинчиках — Мясарах — вы можете всегда выбрать понравившийся вам кусок стейка, или шашлык или люля-кебаб, вам все взвесят и в течении десяти мину приготовят на гриле. Все это великолепие с овощами, вином и оливковым маслом прекрасно заменяет ресторанные походы, если вы мобильны и каждый день ездите в разные города и экскурсии.

Ну а любимым моим лакомством стал конечно же Пршут — аналог итальянского Прошутто. Сыровяленый свиной окорок, вкус которого тает во рту. Самый вкусный Пршут в Будве на рынке за почтой — там его можно пробовать, закусывая оливками из бочки. Его можно купить и в любом супермаркете. Отдельная тема- молочные продукты. Таких вкусных йогуртов и молока я не пробовала нигде. Даже стоя в очереди на посадку в самолет, улетая домой, я допивала черногорский йогурт — не могла оторваться.
А инжир продавался на каждом углу за копейки и мы им объедались, не пренебрегая плодами с веток, которые валились нам просто на голову, когда мы гуляли вдоль ривьеры.

На следующий день мы купили путевку по Черногорским каньонам. Т. к. туристический сезон был уже на спаде, цены на экскурсии заметно упали. Мы на пляже купили поездку по каньонам и национальным паркам за 18 евро с человека. А тур на целый день на кораблике по Бока-Которской бухте по 14 евро с человека.

Но все по-порядку

Горы в Черногории прекрасны. Само название страны происходит от топонима Черные горы — на их склонах растут уникальные четырехсотлетние черные сосны. Каньон на реке Морача — глубокое ущелье, на дне которого течет река. Дорога вырублена в скалах и серпантином вьется через сотни тоннелей. Тем, у кого слабый вестибулярный аппарат, как у моей Ксюши, приходится тяжело. Но частые остановки для того, чтобы люди могли отдохнуть и пофотографировать, скрашивают этот момент.

Также на реке Морача находится один из прекрасных монастырей Черногории — Морачский монастырь. Это очень тихое и душевное место. Территория монастыря была вся в зелени и цветах: розы всевозможных цветов и оттенков, гортензии, вьющиеся растения.

Монахов там немного, но им помогают послушники. Вообще это очень туристическое место и помощь туристических подаяний монастырю, я думаю, существенная.

Потом нас отвезли в каньон реки Тара, через который проложен мост Джуджевича — высота моста 135 метров.

Это место очень впечатляет. Река зажата между скал, где-то далеко внизу, и по ней сплавляются рафтеры.

Вокруг горы, покрытые соснами. Мне бы очень хотелось поехать еще раз в Черногорию именно в горы — пройтись по хребтам и пожить в горах!

В этой поездке мы увидели несколько озер: Биоградское, Црно озеро — недалеко от зимнего курорта Жебляк и расположено у горы Дурмитор в Дурмиторском заповеднике.

У Биоградского озера мы прогулялись недолго, пофотографировали и поехали к Црному озеру.

Црно озеро состоит из двух небольших озер, соединенных между собой перешейком, который в сухое время пересыхает. Приехав туда мы попали в дождь, но все равно обошли озеро вокруг и полюбовались величественной природой гор.

Обратный путь нас везли по горным живописным дорогам, узеньким, как буд-то тропинки. Иногда автобус с трудом разъезжался со встречным транспортом. Цены на землю и жилье в глубине страны просто смешные: 1 кв.м земли стоит 1 доллар! Но природа там просто потрясающая.

Поездка по Бока-Которской бухте тоже стала незабываемым событием. Нас почти весь день катали на кораблике, который причаливал в разные города и к островам.

Котор — один из древних городов Черногории: узенькие улочки, черепичные крыши и крепость, с которой открывается великолепный вид на бухту.

Вдоль бухты расположились маленькие города и поселки. Посреди нее два острова, на одном из которых ютится малюсенький монастырь, а на соседнем, насыпанном искусственно православная церковь. Мы как раз попали на церемонию свадьбы.

Далее наш путь лежал в Херцег-Нови — город, расположившийся напротив входа в бухту из Адриатического моря.

Мне очень нравятся узенькие улочки, которые ведут между храмами и небольшими домиками.

Средиземноморская архитектура очень уютная и гармоничная.

А в завершении морской прогулки наш кораблик причалил на полудикий пляж, где мы смогли поплавать и позагорать в свое удовольствие.

Кстати, пару дней мы посвятили пляжам и Адриатическому морю. Погода не всегда была солнечной, но мы все-таки вырвали несколько дней, для того, чтобы насладиться теплой лазурной водой (пахнущей арбузами) и мягким сентябрьским солнцем.

Больше всего нам понравился пляж Могрен — он состоит из двух частей, во вторую можно попасть проходя через небольшой грот.

Еще мы съездили в старинный городок Цетине и в порт Бар. Мы просто пришли на автостанцию, посмотрели расписание местных автобусов, купили недорогие билеты и отправились в путь.

Погода была облачной, когда мы были в Цетине, и немного расстроила наши планы — мы хотели из Цетине съездить на гору Ловчен, с которой видно все Будванское побережье, а в хорошую видимость и берега Италии. Но не сложилось.

Цетине маленький городок, уютный и показавшийся нам немного скучноватым. Но и у него есть своя душа.

Бар — портовый город Черногории. Центр — современные постройки, вокруг частные дома и виллы. В баре масса магазинов, и мы много времени посвятили шопингу. Но море везде прекрасно.

После поездки остались приятные впечатления, мы отлично отдохнули. Но все же был момент — хотелось отправиться странствовать по горам Черногории. И следующее посещение этой страны запланировано, как часть Балканского трипа. Надеюсь он случится в ближайшие годы, потому что Балканы — удивительное место на карте Европы. И Черногория — только маленькая часть того, что мы хотели бы увидеть и прочувствовать.