Бегущая по волне

Смелость и авантюризм – два качества, благодаря которым жизнь Светланы – бесконечное, но небезоблачное, приключение. Мать двух очаровательных сыновей и успешная предпринимательница, она открыла в Черногории первую за всю историю существования страны радиостанцию, вещающую на иностранном языке – «Русское радио».


«В начале 2008 года мы с мужем и детьми приехали в Будву, крупнейший курортный город Черногории, из Москвы. На тот момент эта была достаточно распространенная тенденция. Молодые пары уезжали из разных точек нашей страны, озабоченные здоровьем своих детей. Мягкий климат и морской воздух излечивают распространенные в загазованных мегаполисах детские заболевания – аллергию и бронхит. До сих пор многие наши соотечественники продают собственные бизнесы и покидают Россию, в которой девять месяцев зима, а детские сады переполнены. Молодые и активные, они уезжают жить и начинать что-то новое там, в Монтенегро.

Европа рядом – до Сербии и Боснии рукой подать, до Рима или Милана всего час самолетом, до Парижа – 2 часа. Многие путешествуют на автомобилях — ночь на пароме, и ты в Германии или Словении.

Подавляющее большинство экспатов, проживающих на территории Черногории – россияне, остальные – выходцы из Украины и Белоруссии. До августа 2011 года, то есть до момента открытия «Русского радио Черногория», все эти люди существовали в информационном вакууме. Во-первых, ситуация с русскоязычной периодикой всегда была нестабильной, а экономический кризис «подкосил» те немногие русскоязычные печатные издания, которые существовали до него. Во-вторых, в Черногории нет, как, например, в Германии или в Соединенных Штатах, русского телевидения.

Не только проживающим здесь постоянно, но и туристам интересно,- утверждает Светлана, — какие важные события происходят в стране, какие мероприятия организовываются. Или, например, взяв машину в аренду, ехать и слушать русскую музыку гораздо приятнее, чем местную. Балканскую эстраду постоянно воспринимать тяжело.

Когда я узнала, что на продажу выставлена радиочастота, я поняла, что появился стимул для открытия нового бизнеса. Для того, чтобы эту частоту купить, мне пришлось срочно продать дом в Москве по очень низкой цене, ведь я была далеко не единственной претенденткой на покупку радио. Возможность представилась, действительно, уникальная. Радиостанции, особенно региональные, продаются крайне редко. я этой возможностью воспользовалась, и к концу сезона вещание началось.

Опыта работы на радио у меня не было. По образованию я банковский работник, в 2001 году закончила Санкт-Петербургский Университет экономики и финансов. После, проработав по специальности всего два месяца, поняла, что с профессией ошиблась."

После окончания ВУЗа Светлана вышла замуж и перебралась с супругом, очень активным, предприимчивым человеком, из Санкт-Петербурга в Москву.

«Я просто последовала за мужем, совершенно не отдавала себе отчета в последствиях: ведь в Москве не было ни работы, ни друзей, ничего. Но семья – это главное в моей жизни. Родился первенец, который часто болел, и я не могла позволить себе выйти на работу. А в 2007 году на свет появился второй ребенок. Когда ему исполнилось 4 месяца, мы с мужем и детьми переехали в Черногорию.»

Светлана нашла партнера и занялась прокатом автомобилей. Парк был достаточно большим – 35 машин.

«Я работала без выходных по 12 часов. Все это время мой семимесячный сын находился с няней, боснийкой, я видела его только по ночам, спящим. Первые слова, которые сын произнес, были на сербском. Я и мой собственный ребенок говорили на разных языках. Времени на семью не оставалось. Я была полностью погружена в работу.

Но жертвы не прошли даром. Прокат машин стал одним из самых известных в стране. Если я признавалась кому-то что работаю в «My Rent A Car», я директор, мне уважительно жали руку.

Потом грянул кризис, который буквально подкосил Черногорию. Туристов стало меньше, многие постоянные клиенты, в целях экономии, стали брать другие машины, меньшего класса. Кризис повлиял и на мои отношения с партнером – возникли расхождения в понимании того, как преодолевать нелегкие времена. Это послужило толчком к уходу из бизнеса и созданию «с нуля» нового дела. Я наняла русский персонал и открыла первый в Будве салон красоты для русских. На меня работали специалисты высочайшего класса, поэтому о нас знали, к нам приезжали клиенты из разных городов.

С появлением радиостанции времени на салон совсем не осталось — его пришлось продать, несмотря на очевидные перспективы развития. Желающих купить процветающий бизнес было хоть отбавляй. Салон красоты я продала весьма успешно, меньше, чем за неделю. До сих пор люди звонят, спрашивают о нем.

Вопрос с выбором формата радиостанции решился довольно быстро. Московское «Русское радио» — бренд хорошо узнаваемый и популярный не только в России, но и за ее пределами. Дефицита иностранной поп-музыки в Черногории не наблюдалось, а русской — не было вообще. Зато отовсюду слышались перепетые местными исполнителями отечественные хиты – почти все песни Валерия Меладзе и группы «Руки вверх!».

Сейчас «Русское радио» в Черногории очень популярно, сюда ведь стекаются туристы из разных точек нашей необъятной страны, от Владивостока до Калининграда. Когда наши люди слышат, к примеру, «Золотой граммофон», они остаются на частоте.»

Представительство «Русского радио» в Черногории расположено в Будве и вещает на все главные города страны. Часть программ ретранслируется из Москвы, часть – создается на месте, в студии. В эфире радиостанции освещаются важные культурные события, ночная жизнь, даются практические советы туристам и всевозможная полезная информация для русских, постоянно проживающих в стране.

«Кстати, главный редактор на первом русском радио в Черногории – тоже родом из Петербурга. Первый сложный момент, с которым я столкнулась– нехватка квалифицированных кадров. Радийный бизнес очень узкий, многие сотрудники были приглашены из России. Для того, чтобы работать в этой области, надо знать специфику, иметь опыт и, что не менее важно, – надо знать русский, поэтому мы не могли нанять местных специалистов.

Сначала я пробовала давать объявления о поиске профессионалов, живущих в Черногории, но это ни к чему не привело. Потом разместила вакансии в интернете. Мой почтовый ящик буквально «затрещал по швам» от количества присланных резюме. Люди писали о том, что работа в Черногории на радио – их «голубая мечта», некоторые даже готовы были работать бесплатно. Отклик был настолько велик, что через пять дней пришлось объявление удалить – письма продолжали поступать. Оказалось, что очень многие хотят работать именно в этой стране. Причем, это совершенно разные люди, от двадцатилетних девочек до пятидесятилетних мужчин с гигантским опытом.»

Однако самая главная трудность, с которой пришлось столкнуться в работе — сложная законодательная ситуация. В Черногории запрещено вещание на каком-либо другом языке помимо черногорского, хорватского или македонского.

«Хотя агентство по радиовещанию относится к эфирам на русском языке с пониманием, мы с коллегами предложили местному правительству новый законопроект, разрешающий вещать на иностранных языках. Конечно, правительство всячески идет нам навстречу, с одним условием, чтобы мы вовремя выполняли свои обязательства. Все понимают, что закрыть единственную русскую радиостанцию – не «комильфо». Комитет по телерадиовещанию сам заинтересован в том, чтобы сюда зашли немецкие, французские, английские радиостанции.»

Проработав в формате «Русского радио» чуть меньше года, Светлана пришла к выводу, что существует в рамках недостаточно широких для условий рынка.

«В Черногории нет ни шансона, ни ретро канала, а контент «Русского радио» очень ограничен. Я приняла решение расторгнуть контракт с «Русским радио», но радио осталось при этом русской радиоволной. Сейчас передо мной стоит задача максимально охватить все музыкальные направления. Я убеждена: радиостанция станет намного доступнее для аудитории, если расширит контент, ведь здесь живут люди разных возрастов и музыкальных предпочтений.

Рабочее название будущей станции — «Русское радио «Море». В его вещание планируется введение новых тематических передач. Мы добавим вечер шансона, вечер инструментальной музыки, час русского рока, добавим отечественный рэп, будем включать в эфир композиции, неформатные для «Русского радио», довольно узкого и негибкого для существующих условий.

Моя новая цель — провести серию концертов популярных российских исполнителей летом, в высокий сезон. Одной из самых первых «звезд» отечественной эстрады, согласившейся приехать в Черногорию, будет певица Валерия. Параллельно воплощается еще одна идея – проводить тематические вечеринки под маркой нового радио на крупнейших площадках страны.

Несмотря на трудности, я полна энтузиазма. Самое приятное в работе – моральное удовлетворение от сделанного. Нас слушают люди, мы растем, делаем отличные программы. Русским здесь гораздо интереснее узнать о том, что происходит в Монтенегро, чем о московских пробках. Это было еще одной причиной уйти от формата «Русского Радио», не рассчитанного на этот регион. Мы же стараемся расширять аудиторию наших соотечественников, хотя и местное население включает нас с удовольствием.

И самое главное: Черногория восстанавливается после кризиса. Конечно, очень медленно, по сравнению с Москвой, но движение есть, русскоговорящих жителей становится всё больше. В дорогие русские школы, которые появляются здесь, как грибы после дождя, идет активная запись. Так что «наши» едут!»

YaTuristka
Оцените автора
Добавить комментарий