Этнопарк в Новосибирске для познания и отдыха

Этнопарк в Новосибирске

В условиях коронавирусной пандемии все больше и больше наших соотечественников обращает внимание на туристические богатства родной страны.  В их числе есть новосибирская достопримечательность — этнопарк «Территория Сибири».

Это занимательный этнопарк, посвященный культуре и самобытности коренных сибирских народов, который находится в Заельцовском районе, практически за городом.

Военно-исторические реконструкции

В лесопарковой зоне уже проходили военно-исторические реконструкции некоторых периодов.

Это и эпизоды времен ВОВ и финал снятия блокады и освобождения Ленинграда, который участники воссоздали 75 лет спустя — 23.02.2019, не остались без внимания «Княжий двор» — фестиваль боевого фехтования с рыцарскими поединками, где умельцы делились навыками по традиционным видам средневековых ремесел, и празднество «Перекрестки истории», обратившее парковую территорию на несколько часов в поле битвы, где также нашли отражение старинные ремесла и даже кухня той эпохи.

Но выставка о жизни и быте коренных сибиряков устроена прямо под открытым небом и действует круглый год.

Со среды по воскресенье, с 11 до 21 часов. Вход туда всем желающим абсолютно свободный!

Организация парка

Своим появлением она обязана Клубу путешественников во главе с их организатором и идейным вдохновителем, который сам много лет провел в экспедициях, изучая традиционный уклад малых народов Сибири, историком В.Кармановым — «Сибирские экспедиции», сотрудничающий с этнографами Института СО РАН.

В этнопарке (в отличие от прочих музеев) можно не только вволю смотреть и фотографировать, здесь разрешается заходить в жилища и трогать экспонаты, привезенные из разных мест, руками, что особенно нравится детям — он полностью контактный. И выглядит как настоящее поселение кочевников, где смешаны разные культуры почти всех малых народностей (эвенков, хантов, хакасов, манси, ненцев, чатских татар, жителей Чукотки и т.д.), проживающих на территории Сибири. Здесь рядом с войлочной юртой чум оленеводов, с зимовьем таежных охотников яранга чукчей (оригинальные или точные копии жилищ), лодка-долбленка соседствует с оленьим стойбищем. В тире можно из настоящих охотничьих винтовок пострелять, с такими же охотники в тайгу, во все времена обитаемую, ходят на промысел. Желающие могут метнуть гарпун в чукотском тире, будто в море находясь на качающейся на волнах лодке, как чукчи на промысле кита или моржа. Есть даже Чайная юрта с обстановкой, где всегда рады гостям, там и погреться можно, и травяные чаи с угощением отведать, а то и одежды из шкур или шаманские наряды примерить.
Экспозиция с появлением новых предметов видоизменяется. А для жаждущих познакомиться с укладом степных кочевников, побывать на настоящей беркутиной охоте или погрузиться в жизнь населения труднодоступных уголков, создатели этнопарка организуют экспедиции-путешествия.

Ведь для большинства горожан, привычных к теплым квартирам со всеми удобствами, неустроенный быт кочевников, живущих по законам предков в тесном единении с природой, особенно на севере Сибири (на Таймыре, Ямале или Чукотке) кажется пережитком прошлого, каким-то чудом дотянувшим до сегодняшних дней. Такое представление сложилось еще во времена СССР, когда людей, живущих вдалеке от городов и традиционно занимающихся разведением оленей в тундре, выпасом на степных пастбищах скота, охотой в тайге или морским промыслом, переводили на непривычный для них, оседлый образ жизни в стационарные поселки с колхозно-совхозным укладом. С отвыканием от первобытного натурального хозяйства с постоянным кочеванием набирало обороты, как и по всей стране, всеобщее образование, велась активная борьба с шаманизмом и язычеством. Но жителям сибирских просторов все же удалось сохранить свою самобытность, используя для блага и достижениями цивилизации. Теперь кроме школ в глубинках есть даже школы-интернаты для ребятишек кочевников и семей, живущих удаленно, выпускники которых потом сами решают учиться ли дальше, трудиться на любом ином поприще или, по традиции поколений, вернуться к привычному хозяйству. При этом многое зависит от понимания сил природы и умения приспособиться к полевым условиям.

Развитие этнопарка

Правда, с развалом СССР многие из представителей коренного населения на просторах от Урала до Эвенкии не растерялись и, дабы обеспечить себя, вспомнив почти утраченные прежние способы хозяйствования, начали создавать натуральные оленеводческие фермы и в частном порядке разводить животных. Зимой олени содержатся в поселках, а с наступлением весны стада с новым приплодом уводят в тайгу, так оленеводы и кочуют до осени со всем своим скарбом, используя чумы, времянки и летние избы. Возвращаясь к холодам в поселок, стадо сокращают, обеспечивая едой и деньгами свои семьи на многие месяцы.

Хотя нынешних кочевников отсталыми от жизни уже не назовешь, имея за плечами (как минимум) общее среднее образование, они располагают снегоходами, квадрокоптерами, GPS навигаторами, спутниковой и мобильной связью, даже в соцсетях имеют аккаунты, пользуются для удобства солнечными батареями на юртах, генераторами для электричества и другими вещами, которые могут пригодиться в работе и жизни. Их быт, включая и переносное жилище, адаптирован к перемещениям, ведь мобильность и универсальность — главные принципы кочевника. Неизменным продолжают оставаться разве что одежда из шкур, соответствующие суровым условиям, и охотничьи секреты.

Для городского жителя, привыкшего к комфорту, такой образ жизни малопонятен и неприемлем, хотя порой возникает потребность отдохнуть от шума и вечной суеты, на время сменить привычный быт на походные условия. Такую отдушину многие находят в туризме, стремясь открывать для себя новые горизонты, ведь желание путешествовать в человеке неистребимо.

А этнопарк в какой-то мере и призван стать путеводителем по Сибири, который знакомит посетителей с культурами малых народов, ее населяющих.

YaTuristka
Оцените автора