Камчатские хроники по мотивам маршрута «Вулканы и горячие источники»

Маршрут «Вулканы и горячие источники». Проводник — Дмитрий Петровский. Август 2016 года. Маршрут от Малого Семячика к Жупановским вострякам и выход в Налычево.

15 августа – день 1

Расставить все точки над “i”

За день до этого самолеты не летали. Т.о. не было никакой уверенности, что нам удастся улететь по графику. Но в районе 15:00 мы все-таки вылетели. Погода была пасмурная, и вертолет высадил нас, немного не долетев до подножья вулкана Малый Семячик, – дальше лететь было опасно из-за облачности. Итак! Высадились.

Высадились на поляну полную голубики и комаров, подождали, пока пройдет гул в ушах, и… ну и, собственно, поход начался, и, следовательно, пришло время расставить все точки над “i”. Уже через полчаса мы шли по ледяному ручью, ноги от которого сводило моментально. Добрая половина нашего пути пролегала через ольхач и ивняк, а иными словами дебри. Я понимаю, когда деревья на склонах гор растут горизонтально, там на них сходят лавины и камнепады. А тут?! Ровная местность! Ну растите вы себе вверх! Что вам мешает?! Нет. Надо всю дорогу перегородить. А на спине еще рюкзак на 100 литров, и одежда до пояса мокрая повисла на теле.

Глаза инстинктивно искали тропу, которую, казалось, должен был протоптать Дима за годы путешествий, но не было ничего и близкого к этому. Все вокруг как будто бы нарочно перекрывало и усложняло путь.

Так мы (довольно быстро, кстати говоря) дошли до места под лагерь. А чтобы было откуда набрать воды на ужин и завтрак, место выбрали у озера. А чтобы лечь спать с мыслью, что сухими нам до конца похода больше не быть, предварительно перешли это озеро вброд.

Спокойной ночи.

16 августа – день 2

Жизнь и её отсутствие

Открыл палатку, принял низкий старт и бегом в озеро, благо воду в нем можно было бы назвать тёпленькой, хотя характеристика «не очень холодная» к ней, пожалуй, лучше бы подошла.

День начался. Позавтракав и напялив на себя все мокрое, мы двинулись на вулкан Малый Семячик, т.е. в обратную сторону через озеро и ледяной ручей. Как я уже понял с прошлой поездки, вулканов на Камчатке нет. Вернее есть, но только на картинках. По крайней мере, в живую я до сих пор не видел ни одного. И вот сегодня снова вокруг туман морось и дождь.

По мере пути жизнь вокруг начинает пропадать, на смену деревьям приходят кустарники, травы и мхи, все чаше начинают встречаться мрачные вулканические камни и песок, в конце концов, совсем заменяя собой какую-либо живую растительность.

Невдалеке стремглав проносятся в разные стороны зайцы. Увидев нас, они в панике быстро меняют направление и продолжают бегство. Еще через несколько шагов замечаем и виновницу их тревог – уходящую от нас в кусты росомаху. Продолжаем путь.

– Ну-ка! – недалеко от нас на песке виднеется красное пятно. Дима наклоняется и поднимает то, что осталось от еще недавно так шустро улепётывающего зайца. В воздухе методично качается красный, обглоданный с головы до задних лап скелет.
– Еще тёплый, только что съела. И ведь самое вкусное оставила, – говорит Дима, глядя на нетронутые задние лапы.

Вот на глазах исчезает жизнь и в животном мире.

Сегодня в облаках, в туманной дымке эта граница жизни и безжизненности ощущается особенно отчетливо. Вокруг справедливо господствуют законы дикой природы. По какой-то городской привычке от увиденного хочется испугаться, начать сожалеть об убитом зайце и задуматься о жестокости природы, но как-то очень явно ощущается грубость и неточность такого прямого хода мыслей. Думаю, как с первых же дней дикая природа чётко заявляет о своих правах, диктует правила и расставляет акценты. И это не пугает. Наоборот, сознание успокаивается и перестраивается на какой-то иной лад. Еще недавно тревожащие городские заботы и мысли одна за одной начинают уходить на задний план. Здесь, в дикой природе, вдали от цивилизации ясно чувствую себя в руках Божиих. Нет никакого желания спорить с природой, бездумно, самоуверенно и нагло вмешиваться в её жизнь. Появляется спокойствие, концентрация и доверие проводнику.

Вокруг по-прежнему дымка, по-прежнему не видно вершины, а, следовательно, не видно и цели нашего пути. Под ногами постоянно осыпающийся вулканический песок и камни и вверх, вверх, вверх.

Садимся отдохнуть и подождать последних. Смотрю в облака и вижу, как через них едва заметно, но все-таки пробивается Солнце. А может быть, просто кажется. Вспоминаю, как в свою первую поездку на Кавказ, поднявшись до Приюта-11, мы увидели, как вершины гор, словно островки, плавали в молочном океане облаков. Каждый следующий год, приезжая на Кавказ, я снова мечтал увидеть эту незабываемую картину.

– Смотрите! Вершина! – прерывает меня от воспоминаний голос Тани.

Поворачиваюсь туда, где в моем понимании должна быть вершина вулкана Малый Семячик, но ничего не вижу.

– Где Вы её нашли? – хочу спросить я и замираю. Вдалеке от склона, в облаках, ощутимо выше нас, в небе висела вершина действующего вулкана Карымский.

Вершина действительно висела, как нечто совершенно не связанное с нашей планетой. Все вокруг, и сверху и снизу, по-прежнему было в облаках, но на фоне просвечивающего бледно-голубого неба очень отчетливо были видны границы и контуры этого показавшегося в небе треугольника. С минуту мы просидели практически молча, но вскоре вершина вновь скрылась.

Мы продолжили путь и постепенно, с каждым новым шагом наверх, облака стали редеть. Уже скоро стали видны островки вершин новых вулканов и, главное, показалась цель нашего пути. Добравшись, наконец, до верха, в кратере мы увидели соленое озеро – один из тех видов ради которых, как мне кажется, стоит ехать на Камчатку. Желтые, красные, голубые цвета кратера, пузырящаяся от выходящих газов вода – не нахожу сейчас нужных слов для описания увиденного.

Дима крикнул. Эхо, спустя 2-3 секунды понеслось, отражаясь вдали, и еще через несколько секунд замкнуло круг. Крикнув с другого места, эхо, порой, начинало облетать кратер в обратном направлении, отражаясь от более высокого склона, который теперь мог оказаться, к примеру, справа, а не слева, как раньше.

Ну вот и открылся мне один из видов Камчатки и не на картинке, а наяву, да и мое желание вновь увидеть выплывающие из океана облаков островки вершин тоже исполнилось. По мере спуска мы снова погрузились в облака, но теперь это уже было не так важно, главное, что стоило сегодня увидеть, мы увидели. Глядя вокруг на совершенно инопланетные безжизненные пейзажи, мне вспомнились слова одного из моих коллег, что природа на Камчатке не самая красивая. Согласен. Но за сегодняшний день я несколько раз увидел её красоту – красоту природы, жизни и ее отсутствия. Увидел ещё теплого убитого росомахой зайца и пробивающиеся сквозь безжизненный вулканический песок белый полные жизни цветы.

***
После обеда (в 18:30), собрав рюкзаки, мы двинулись через дебри и ручьи к реке Карымской.
Насквозь мокрые от дождя, вновь пробивая дорогу сквозь заросли ольхача, ивняка и борщевика, мы шли по кулуарам, перелазая из одного в другой, карабкались вверх и, поскользнувшись, скатывались вниз по склонам.

Начинало смеркаться, а реки еще не было видно.

– Ёк-макарёк! Не в ту сторону повернули. Ра-а-аз-во-раачиваемся! – констатировал Дима, взглянув на GPS (до этого он его не доставал).
– А ты разве не знаешь, куда идти?
– Да я сам первый раз в этом кулуаре. Думаешь, я одной дорогой что ли каждый год хожу? – бросил он на ходу стремительно меняя направление.

Не знаю, как мы не подвернули себе ноги и не натерли мозолей, когда во тьме карабкались то вверх, то вниз, пробираясь по дебрям, по которым и днем-то не знаешь, как пролезть. Перевалив через очередной кулуар (а потом еще через один), мокрые и грязные от периодических падений, в ночи (часам к 22:00) мы наконец-то добрались до реки и разбили лагерь. В этот вечер я окончательно смирился, что быть мокрым насквозь – мое нормальное состояние на ближайшие две недели.

17 августа – день 3

Брод-way по р. Карымской-1

Проснувшись утром, сквозь тент палатки мы увидели солнце! Солнце! И на Камчатке такое бывает! Одежда начала быстро сохнуть, но после вчерашнего перехода кофта, пролежавшая вдобавок всю ночь в палатке, приобрела ярко выраженный запах тухлятины, и уже с утра я мечтал добраться до места вечерней стоянки и постирать свою рабочую одежду.

Тем не менее, день выдался и солнечный, и весёлый. Весь он состоял из бродов через реку Карымскую, которую мы перешли вдоль и поперек раз, наверное, двадцать. По пути нам встретились пять красивейших водопадов этой реки, после которых, как правило, следовал довольно крутой подъем вверх. Сквозь заросли борщевика, постоянно поскальзываясь, с рюкзаками за спиной мы карабкались в гору, постоянно рискуя съехать по сырой земле вниз и увлечь за собой последних, чем и вызывали взаимное веселие друг друга.

К вечеру, вдоволь нагулявшись по речке (замечу, что такими чистыми мои ноги не были еще ни в одном походе), мы пришли к заброшенному домику вулканологов, расположенному невдалеке от вулкана Карымский. Дом, пускай и заброшенный, уже после двух дней, проведенных вдали от цивилизации, показался чем-то невиданным.

Чистые от постоянных купаний (в этот день мы купались везде, всегда и во всём), довольные погодой и предвкушающие небольшой отдых на расположенных невдалеке горячих источниках мы поужинали и легли спасть. Брод-way на сегодня закончился.

P.S. Одежду я в этот вечер постирал! Ночью дождик её снова постирал, но я остался собой доволен.

Продолжение следует…

Что такое поход по Камчатке?