Сорок километров, которые изменили всё (Отчёт о моём первом зимнем походе)

Уже много лет участники тюменского молодёжного социально-творческого объединения «Искра» ходят в летние и зимние походы под предводительством Григория Николаевича Кудашова. В этом году мне посчастливилось принять участие в одном из них, который состоялся 9-11 марта 2012 года по маршруту д.Матуши — с.Покровское (около 40 км в общей сложности).

Его правильнее всего было бы назвать весенним, так как погода была уже совсем не зимняя. Этот поход изменил во мне очень многое, и конечно же, я по праву могу его назвать самым ярким событием этой зимы. Но начну по порядку.

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

Полтора месяца, прошедшие с того момента, как мне пришла в голову эта идея — сходить в зимний поход — прошли в метаниях из крайности в крайность. От «Ааааааааааа, быстрее бы уже!!!!» до «Аааааааааааа, боюсь-не пойду-вычёркивайте меня». Но спасибо товарищам, которые уговорили меня не отступать от решения! «Ладно, – подумала я, – не я первая, не я последняя. Может, и не умру».
Как я готовилась – это отдельная песня! Для новичков турпоходов были проведены специальные подготовительные занятия, но ужаса перед неизвестностью они не отменяли.

Вечером 8 марта я собрала рюкзак… и меня охватил ужас. Самый настоящий. Я не могла поверить, что уже утром настанет ЭТО. Но что делать, отступать было некуда, да я и не отступила бы ни за что.

Утром нас загрузили в автобус и куда-то повезли. Я мужественно улыбалась и молилась, чтобы мы ехали подольше. Но в какой-то момент автобус остановился, и я поняла: НАЧАЛОСЬ.

Деревня Матуши. Старт.

Мне помогли надеть рюкзак… Сделали фото. Солнечные очки отлично скрывали испуганные глаза. И я шагнула в неизвестность.

Первый час мы шли по лесу, держа лыжи в руках. Этакий пеше-лыжный поход. Мне было невыносимо тяжело, и я испытала невероятное счастье, когда мы наконец вышли к реке, надели лыжи… и понеслись навстречу солнцу!
Я ехала и вспоминала свои былые гонки, ведь я когда-то была лучшей лыжницей в классе. Правда, лететь на легчайших пластиковых лыжах по накатанной лыжне и прокладывать себе путь в сугробах на широких деревянных (не забываем про тяжеленный рюкзак!!!) – это, мягко скажем, две большие разницы. Тем более что я бросила кататься лет пять назад. В общем, минут через пятнадцать я стала уставать.
Многие говорят, что очень важное в походе – наслаждение красотами природы. Я это дело очень люблю. Туризмом заняться решила во многом из-за этого… но в тот момент мне как-то было не до пейзажей. Было немного страшно, плюс физическая нагрузка у меня всегда отнимает всю мыслительную энергию. Так что я тихо ехала где-то в середине, смотрела под ноги, слушала шелест лыж и скрип снега… и мрачно прикидывала, на сколько меня хватит. И вот тогда случилось первое испытание.

ПЕРВЫЙ ПОДЪЁМ

Задача была такой: нам нужно было подняться на высокий берег, пересечь поле и снова выйти на лёд. Тура – речка немного ненормальная, очень сильно петляет («меандрирует», как сказал бы наш географ Саша), и нам приходилось идти на такие меры, чтобы экономить время. Высоту я на глаз определяю плохо. Мне показалось, что было метров восемь, не меньше, но поднимались мы немного по диагонали. Поэтому ползти по склону нужно было не минуту и даже не две. Естественно, это был среднестатистический речной бережок, с кочками, корягами, неровный, страшный…
Григорий Николаевич сидел наверху и снимал ДЕЙСТВО на видео. А мы ползли…

Спасибо нашим парням, которые помогли мне преодолеть особо опасную кочку! Но не всё так просто в этом мире, и самое жуткое место мне пришлось проползать самой… Упершись палкой в землю, балансируя над пропастью, теряя контроль над ослабшими ногами, понимая, что зря не оставила рюкзак Саше, когда проползала мимо него пять метров назад, я настраивала саму себя: «Я же не упаду, правда?».

ЭПОПЕЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Поле мы пересекли благополучно, пообедали, спустились на лёд и двинулись дальше. Все крохи моего оптимизма стремительно терялись. Я шла и бубнила себе под нос две песни под названием «Последний герой» групп «Би-2» и «Ногу свело». Я слушала их всю неделю до похода… и вот теперь, умирая от жажды и усталости, я поняла, что это такое.

«… До крови разбиты колени,
И сорвана напрочь спина.
Зачем я прельстился деньгами
И этой тяжёлой игрой???
Ведь я не последний,
Ведь я не последний герой».

САМОЕ УЖАСНОЕ ИСПЫТАНИЕ

Так или иначе, время шло, и через несколько часов мы подошли к Зыряновскому бору, где мы, собственно, и должны были остановиться на ночёвку и весь второй день. «Красиво, – подумала я». Но…

… Когда я увидела почти вертикальный берег высотой чуть ли не пятнадцать метров, мне стало плохо. Вдобавок, когда мы сняли лыжи, на снегу стала проступать вода. Как сказал Григорий Николаевич, это происходит потому, что у высоких берегов лёд тонкий. Меня охватил уже не просто ужас, а настоящий леденящий кошмарный ступор. «Ну вот и всё, – обречённо подумала я, – вот и закончился мой поход….ну и жизнь заодно».
На фоне мандража я не заметила, как подбежала к берегу, попутно издавая крики ужаса и изрядно нервируя этим друзей. Точно так же я не заметила, как стала резво взбираться по кочкам. Лучше уж карабкаться по этому склону, чем тонуть!
Правда, через минуту мой азарт улетучился. На этот раз мы поднимались совершенно вертикально, а берег был очень крутым. И высоким!!!
Снег, покрывавший кочки и коряги, был лёгким, рыхлым и рассыпчатым. При малейших попытках уцепиться за него или упереться он весело сваливался к моим ногам и летел дальше вниз, на человека, который полз за мной. Рукам ничего не оставалось, как искать новую опору… Сил оставалось всё меньше, а страхов становилось всё больше. Я взяла лыжи в правую руку и стала использовать их как посох. Поставить чуть выше себя, упереться, подползти, и всё заново… «Какого чёрта я два месяца осенью делала в тренажёрном зале???» – с отчаянием спрашивала я себя. Было невыносимо тяжело, ведь руки у меня очень слабые, да и рюкзак давал о себе знать…
Как я выползла на берег, я не помню.
Но… когда я увидела, что идущие впереди идут по узенькой тропочке прямо над пропастью ещё метра на три вверх…
Отчаяние охватило мою душу. Я поняла, что не смогу. Мне захотелось выть.
… Хватаясь за сосёнку, растущую рядом, не смотря вниз, качаясь от усталости и молясь, чтобы дрожащие от усталости и боли ноги, забывшие про координацию, вставали точно на эту узенькую тропку, а не на самый край, я придумала вот что. Положить лыжи вперёд себя и подползать к ним… переставлять и подползать… Описать это сложно, это просто надо было видеть. Какой смертельный ужас я пережила, словами тоже не объяснить.
Помню, что последний метр я ползла буквально по-пластунски и думала, что сорвусь. Сил не было вообще.
Ещё помню, что когда я оказалась у подножия сосны и осознала, что ещё десять метров по сугробам – и всё, стоянка…
То и дело падая в снег, беззвучно плача от пережитого страха и усталости, я доползла до товарищей, которые уже выгружали вещи из рюкзаков.
Финиш.

НОЧЬ ПЕРВАЯ

УТРЕННИЙ ДОЖДЬ В ПАЛАТКЕ

Дальнейшее я помню очень плохо. Отдельные кадры с ужина (кстати, кормили нас очень-очень вкусно!!!), песни, разговоры, непривычная для горожанки лесная тишь…
Остатками сознания я отметила, что взошла красивая полная луна, а звёзды здесь такие же, как в моей любимой Талице… Но сил ностальгировать у меня не было. Хотелось спать.
Как мы устроились на ночлег, я тоже не помню. А вот то, что я просыпалась каждый час от невыносимой боли во всём теле, я помню очень хорошо!!!
Ближе к утру я поняла, что замерзаю. В общем, тот ещё спа-салон.
Проснувшись со всеми одновременно (не знаю, как нам это удалось), я обратила внимание на какую-то воду, которая настойчиво капала на куртку, которая служила мне подушкой. Я резко вскочила и увидела, что спальник тоже стремительно намокает. Сил терпеть эти ужасы у меня не было. Я выскочила из палатки, нашла в рюкзаке валенки и…

ДЕНЬ ВТОРОЙ

УТРО В ЗЫРЯНОВСКОМ БОРУ

… Так я встретила своё первое утро в глухом тихом лесу.
После завтрака и обмена впечатлениями о прошедшей ночи мы сидели у костра, а я пыталась определить, какое у меня настроение, и не могла. С одной стороны, всё плохо. Но с другой – терять уже нечего, домой всё равно ещё почти сутки не попасть, да и неплохо тут вроде… Еда, друзья, чистый воздух, тихо, опостылевшего интернета, людей и машин нет… А ещё самый страшный страх – замёрзнуть – не оправдался. С погодой нам на самом деле очень повезло: все три дня было примерно минус пять. Поэтому я решила: «Ладно, проживу как-нибудь эти два дня, вернусь домой, но больше никуда с искровцами не пойду».

Двигаться я старалась поменьше, потому что боль в теле никуда не делась и стала ещё сильнее. Ладно, переживём и это.
За разговорами я стала замечать, что жизнь почему-то неумолимо становилась прекраснее. Девочки в это время что-то рисовали на льду реки… И в какой-то момент я вышла на высокий берег и увидела ЭТО.

На меня снизошло откровение, похожее на проблеск «искровского» патриотизма. Я поняла, что все эти мнимые кошмары – это всего лишь оболочка, за которой должен прятаться командный дух и наше стремление круто провести время на природе! Вот что было важно! А я акцентировалась на боли и страхах…
Я огляделась по сторонам.
Мягкий солнечный свет, пробивающийся сквозь светлые облака, бескрайняя белая пустыня, лес на другом берегу, сосны на обрывах, строгая и торжественная картина… и я. Дитя природы, я здесь, с головокружительной высоты созерцаю всё это. Я здесь. И не одна, а с надёжными замечательными людьми, я вижу всё это, я живу, и жизнь эта прекрасна!!!
С этой минуты я стала искренне радоваться всему, что происходит. Осторожно, но тем не менее. Радоваться. И с большой радостью покаталась на Ларисе Ивановне (так мы называем санки, на которых везём палатки) с горы. Да-да, вы не ослышались. Я (я!!!) каталась с горки, с этого ужасного берега, и это было круто!!! Правда, стукнулась рукой о какую-то корягу, но разве это трагедия?
А потом мы играли на льду в зимний футбол!!!

После ужина мы устроили вечер откровений. Узнали друг о друге много интересного и нового! А ещё Григорий Николаевич рассказывал нам истории из своей жизни, и после этого жаловаться и думать, что всё плохо, было просто стыдно. Ужас перед завтрашним днём, когда мы должны были сняться со стоянки и идти до села Покровское, подступал всё ближе. Но в моей голове звучали слова нашего наставника: «Нет предела человеческим возможностям. Вы даже сами не представляете, сколько у вас сил. Даже когда кажется, что уже всё, это не так: силы всегда ещё есть».

УТРО ТРЕТЬЕГО ДНЯ

СЧАСТЬЕ!!!

Я проснулась одновременно со всеми, но на сей раз секрет нашей синхронности
был простым. Будильник на семь-тридцать. В одиннадцать уходим.
Мне было тепло. Не веря своим ощущениям, я осознала, что У МЕНЯ НИЧЕГО НЕ БОЛИТ!!! Ааааааааааа, я сегодня не умру на лыжне!!!
Я поняла, что хочу взлететь. Но я не взлетела, а вылетела. Из палатки. Навстречу солнцу!!!
«Доброе утро, земляне!» – заорала я на весь лес… Я была счастлива. Просто по-человечески счастлива.
Сегодня вечером я буду дома… Скажите мне это два дня назад, я разрыдалась бы. Но не сегодня. Сегодня мне уже не хотелось домой. Честно. Я успела привыкнуть и к нашему месту, и к тишине, и к чистому воздуху, и к красотам природы, которые я всё-таки успела разглядеть…
Собрались мы быстро. Фото на память… и в путь.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

ОТЛИЧНОЕ НАЧАЛО

Мне было легко и хорошо. Ничего не болело, рюкзака я не чувствовала, уверенно шла и шла, и уже не в середине, а где-то ближе к началу процессии.
Григорий Николаевич укрепил на своём рюкзаке знамя Искры… и это привело меня в неописуемый патриотический восторг. В который раз я поняла, что мы – одно целое, мы – «Искра», мы – команда, и всё, что происходит, – чудесно и замечательно! Мне хотелось только одного – не переставая благодарить Бога за то, что я оказалась в нужном месте в нужное время и события сплелись таким образом, что я иду сейчас по реке с рюкзаком на лыжах, что я невероятно счастлива и люблю весь мир!!!
В этот день привалов было мало. Но лично мне они не были нужны. Сил было более чем достаточно. Не хотелось ни пить, ни есть – хотелось идти, идти и идти.

Во время обеденного перерыва мы катались с горок, а потом перед нами поставили новую задачу. Нужно было подняться на берег, сокращая путь, и пройти по очень сложной местности. После этого будет село Покровское – окончательный итог путешествия. Там нас будет ждать автобус, который увезёт в Тюмень…
Но домой-то мне уже давно не хотелось! Я жаждала экстрима! Мне не терпелось ощутить на себе ужасы движения по неровной местности!!! Но, переправляясь то через овраг, то через поле, покрытое кочками, то залезая на бесконечные холмы и берега, я понимала, что мне этого мало, мне не страшно, мне легко и весело, мне на это пофиг, я хочу кошмаров и испытаний!!! «Где та девочка, что шла вместо меня в первый день?» – спрашивала я друзей. Они смеялись. Смеялась и я.
Незаметно для себя самой я поняла, что иду уже даже не в середине, а в начале – прямо за Григорием Николаевичем. «Ну ничего себе!» – подумала я, ведь весь первый день я стабильно прошла в середине, частенько перемещаясь в конец процессии.

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

Я не могла связать в сознании тот факт, что я ещё вчера собиралась помирать, а сегодня… Сегодня я словно вернулась в детство, я снова как будто на любимой школьной трассе, лечу легко и весело, и сил у меня хватит на троих! Я просто не верила в реальность происходящего. Я никак не могла быть сильной и ехать в числе первых и не чувствовать ничего, кроме неведомой эйфории.
Но я ехала.
И это была я.
Внезапно у лыж Григория Николаевича порвались крепления. Покровское было уже недалеко… и наставник указал мне направление, а сам остался с отстающими.
Последние сорок минут я ехала впереди всех. К этому времени в моей голове уже всё на десять раз перевернулось, и я подумала, что схожу с ума. Бескрайняя белоснежная равнина, солнце, шелест лыж, скрип снега, вдох, выдох, и я лечу, лечу, я ещё жива, и не просто жива, я здорова, я так и не заболела, я полна сил и энергии, и я – это не я, это последний герой какой-то! Я победила в себе всё, что могла победить! Ради этого момента стоило жить, друзья, поверьте!!!
Мне казалось, что я снимаюсь в заключительной сцене какого-то военного фильма. Не хватало только торжественной музыки за кадром. Эйфория и абсолютное счастье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Напоследок скажу, что в походе я преследовала несколько целей. Все были выполнены.
Первая – новые впечатления и возможности! Это просто мой наркотик.
Вторая – потусоваться лишний раз с любимыми «искровцами»
Третья – просто отдохнуть от города, машин, суеты…
Четвёртая – поход раскрывает истинное лицо человека. Притворяться не получится, уверяю, там не до этого. Мне было интересно посмотреть на друзей такими, какие они есть, и при этом показать им свою сущность. Ну вроде не выгнали – значит, настоящая Ксю никого не напугала, и это безумно радует.
Пятая – проверить себя – во всех смыслах, и доказать, что Я ВСЁ МОГУ!!!