Прокат автомобиля в путешествии: как учесть все тонкости

Уже благополучно канули те времена, когда девушка за рулем считалась близкой родственницей той мартышки, что с гранатой. Мы нежно любим свою машину за то, что с ней мы легки на подъем, мобильны и уверены. И еще большую свободу дарит авто в путешествии.

Этот пост про тонкости аренды автомобиля в путешествии.

«Большие, но по пять или по три, но маленькие». К вопросу выбора

Подбор авто для путешествия – вопрос однозначно прагматичный. Если мы покупаем машину, то кроме требований к тех. характеристикам еще и всегда приплетаем субъективное «нравится-не нравится», «моё — не моё». В случае же с арендой главным будет найти необходимые параметры за меньшие деньги. И бог с ним с брендом (*маркетолог во мне надменно поджал губы).

Как показывает практика, марки машин, производимых в стране аренды, всегда немного дешевле импортных. Так, например, в Италии есть смысл посмотреть Fiat, в Испании — Seat, во Франции – Peugeot или Renalt… и так далее, логика понятна. Также онлайн-аренда чаще всего выгоднее аренды на месте. Экономия иногда составляет до 30%.

Ваши потребности напрямую определяют класс машины. Если планируется путешествие всей семьей, с ребятишками, а то и домашними любимцами, то, разумеется, речь об «А» или «B» классе даже не идет. Но для одного-двух путешествующих налегке взрослых небольшая машинка – разумный выбор. Особенно ее преимущество Вы оцените на узких европейских улочках и забитых парковках. В пользу небольших машин говорит также меньший расход топлива.

Чтобы не заскучать на скоростных трассах в небольшой машинке и не тратить на дорогу больше времени, следует обратить внимание на машины с «турбованными» двигателями. Помимо того, что это благоприятно скажется на мощности, двигатель меньшего объема с турбиной выбрасывает в воздух меньше CO2 (кстати, ведущие прокатчики указывают информацию об объемах выбросов СО2 в характеристиках к авто).

Делает машину более маневренной и шустрой также механическая коробка. Помимо того, что некоторые «автоматы» расходуют большее количество топлива и имеют тенденцию к заминкам в переключении, аренда машины с АКПП увеличит стоимость аренды минимум на 30-40%.

Итак, выбор машины для аренды основывается на тех же условиях, что и выбор машины для покупки. Важно «на берегу» продумать объемы вещей, людей, масштабы передвижений, условия дорог.

«Готовь сани летом». К вопросу о подготовке

Много копий на просторах сети сломано о вопрос необходимости МВУ – международного водительского удостоверения.

Начнем с того, что наши пластиковые карточки, которые долгое время в автошколах позиционировались как «международные права», это не МВУ. Это то же самое, что и удостоверение на ламинированном бланке. Просто в более удобном формате. Правовую силу они имеют одинаковую.

Для водительских удостоверений, выданных до 1 марта 2011 года ответ однозначный – для соблюдения всех формальностей и во избежание недоразумений МВУ делать надо.

МВУ не требуется для водителей, получивших удостоверение в той стране и путешествующему по другой стране, которые в 1968 году подписали соответствующую Конвенцию. Россия подписала. Однако, помимо этого соглашения, в Конвенции прописаны некие формальные стандарты. На правовых порталах РФ можно найти информацию, что именно удостоверения моложе 2011 года им соответствуют. Однако нужно помнить и о принимающей стороне: без МВУ можно передвигаться только там, где правительство в далеком 68-м также эту Конвенцию подписывало.

Решить для себя этот вопрос можно, написав письмо в фирму, у которой планируете взять авто в прокат. Требуется ли им для оформления аренды МВУ? Если ответ будет положительным или если турист решит перестраховаться, то оформить МВУ не составит большого труда. А вот некоторую сумму денег составит.

По опыту 2013 года: государственная пошлина на получение МВУ составила 1000 руб. Все бы ничего, но требуется новая мед.справка. Тут возможны вариации в зависимости от региона. В Томске удовольствие пройти мед.комиссию стоит в разбеге 1000-3000. Плюс парочка фото, неделя времени на изготовление, часик в очереди на получение – МВУ в кармане.

Береженого Бог бережет. К вопросу о страховке

В базовую сумму аренды автомобиля включается ОСАГО. Если по воле случая арендатор не разминется с кем-то на заморских дорогах по своей вине, то ущерб пострадавшему возместит страховая компания. Система привычная и в России. Но если повреждения обоюдные (а это случается практически в 100% случаев), то повреждения арендованной машины оплачивает уже сам путешественник.

Учитывая, что ремонт в некоторых странах весьма-весьма дорог (обслуживаются прокатные машинки, как правило, у официальных дилеров), а доказать свою невиновность в неродной стране тоже может стать проблемой, то следует подумать о «каске».

Итак, купить спокойствие на дорогах и сберечь нервы в чрезвычайной ситуации можно несколькими способами.

CDW — collision damage waiver — страхование от повреждений вплоть до полного уничтожения авто

TP — Theft protection – страхование от угона автомобиля

PAI — Personal accident insurance – страхование здоровья и жизни водителя и пассажиров

В выборе типа страховки что-то рекомендовать сложно – каждый выбирает на свое усмотрение и по своим потребностям/возможностям. Скажу только, что страхование жизни и здоровья в поездках можно перекрыть обычной страховкой (которую каждый умный турист, конечно же, оформляет перед путешествием), а также, что лучшая страховка от угона – бдительность и внимательность.

А вот на случай ДТП страховка типа CDW – вещь полезная. Любая дополнительная страховка существует в двух вариантах: с полным покрытием и с франшизой. Франшиза – это залог, который путешественник оставляет арендодателю на случай наступления страхового случая.

Нагляднее будет на примерах.

Условно возьмем, что есть два варианта: страховка за 50 евро с франшизой в 300 евро, и абсолютная страховка за 150 евро с полным покрытием. Как они будут действовать?

Безвозвратно арендатор платит фирме проката в первом случае 50 евро, во втором – 150. Это стоимость услуг, самой страховки. Но в первом случае на счету блокируются 300 евро франшизы. В счастливом благополучном случае, когда никаких ДТП не случилось, блокировка снимается и фактические расходы по первому типу – это 50 евро. По второму также – 150 евро. В этом случае, явно выгоднее первый вариант. Однако…

Другая ситуация, если все же наступает страховой случай. При оформлении абсолютной (более дорогой) страховки никаких дополнительных средств с арендатора не снимается. Оплата всех повреждений фирме-прокатчику производит страховая компания. А вот в первом случае (с франшизой) возможны варианты. Если стоимость повреждений меньше суммы франшизы, то из нее удерживается ровно та сумма, которую требует ремонт, остальные деньги вернутся. То есть если франшиза 300 евро, а повреждений на 200 евро, то от залога вернется 100 евро. Ответственность страховой компании наступает уже в том случае, когда этого залога не хватает, чтобы покрыть все затраты на ремонт. Тогда с путешественника удерживается все сумма франшизы, а страховая доплачивает всю остальную сумму (вплоть до полной стоимости автомобиля).

В нашем гипотетическом случае, в первом варианте с франшизой максимально можно «влететь» на 350 евро, во втором же, при любом раскладе, — 150 евро.

Очевидно, что во втором случае, автотурист получает толстый слой соломы на любой случай, но и первый вариант может существенно удешевить возможные расчеты с арендодателем.

Кстати, аналогичные варианты страхования действуют и для TP, и для PAI.

Наступление страхового случая по CDW может быть зарегистрировано как по обращению арендатора, так и при сдаче авто. То есть во время сдачи машина будет тщательно осмотрена сотрудником проката на наличие повреждений. Если такие обнаружатся, это будет считаться наступлением страхового случая (если страховка была куплена, в противном случае туристу просто выставят счет на ремонт). Об этом очень важно помнить при получении авто. На старте следует внимательно осмотреть машину, сверить все уже существующие повреждения с картой авто (которая выдается вместе с договором, либо схема авто с отмеченными существующими повреждениями печатается в самом договоре). Если путешественник обнаружит царапины, сколы и т.п., не указанные на схеме, то тут же на пункте выдачи следует указать на них сотруднику проката и внести их в схему и в договор. Чтобы избежать ситуации, когда при сдаче авто эти уже существовавшие повреждения поставили в вину арендатору.

«Умный в гору не пойдет…». К вопросу об ориентировании на местности

При выборе и заказе авто есть возможность арендовать машину с GPS-навигатором. Это удобно, да. Есть альтернативные способы, позволяющие сэкономить.
1.Взять свой GPS-ник из дома, закачав предварительно все нужные карты и голосовые модули, проложив маршруты.

2.Скачать карты на планшет/ноутбук. В этом случае надо обладать незаурядными способностями ориентирования, так как местоположение в режиме реального времени автономная карта не определит.

3.Воспользоваться онлайн картами. Всеми уже изученный и любимый способ. Но надо помнить, что wi-fi на дорогах обычно нет, значит, планшет должен поддерживать GSM (устанавливать связь со станциями сотовых операторов). И симкарту надо приобрести заранее. Пользоваться российским мобильным интернетом заграницей зачастую накладно.

4.Поставить на мобильное устройство (смартфон, планшет) программное обеспечение под GPS. В последние годы практически все устройства начинены GPS-модулями. Скажу сразу, что ПО от Google (Навигатор, Локатор) все равно требует GSM или wi-fi. Проверено экспериментом. Из личного опыта недорогая и адекватная программа, которая была нам проводником в Испании и Португалии – OsmAnd. Можно также посмотреть Навител и иже с ними.

“На берегу” в момент планирования маршрута путешествия удобно воспользоваться GoogleMaps. Это позволит сразу увидеть километраж, расчетное время в пути, изучить развязки в спокойной домашней обстановке (а не за три секунды до нужного поворота на скоростной автомагистрали). А также обнаружить платные участки дорог.

Платные дороги заслуживают отдельного внимания по причине разнообразности способов оплаты. За несколько километров до участка платной дороги, как правило, установлен знак об этом. Также некоторые навигаторы с наиболее актуальными картами оповещают об этом (тот же OsmAnd показывает значек доллара в уголке, GoogleMaps — предупреждает текстовым и голосовым сообщением.

На границе платного и бесплатного участка дороги, как правило, установлен форпост. На въезде на платную дорогу обычно автоматом выдается карточка (которую очень важно сохранить до конца поездки по данному участку дороги). На выезде установлены разные системы оплаты этих карточек с числом проездов равных числу полос. На европейских дорогах обычно есть альтернатива: заплатить наличными сотруднику в будочке, наличными или картой автомату, либо свободный проезд для оплативших заранее. С первыми двумя вариантами все понятно — подъехал, оплатил, свободен. Осторожным надо быть со свободными проездами. В Португалии, например, они обозначены зеленой латинской буквой “V” — via verde. Это “зеленый коридор” для тех путешественников, кто заранее приобрел либо проездной, либо специальное оборудование с чипом — счетчик, который коннектится с оборудованием форпоста каждый проезд под ним, записывает данные о дороге, стоимости и пр. и списывает необходимую сумму со счета клиента. Это популярная система для местных жителей, кто регулярно перемещается по дорогам своей страны.

Иногда встречается и отдельный проезд для туристов. В Испании это были небольшие отдельно стоящие ворота, где установлен терминал считывающий данные кредитной карты. Особенность в том, что он не производил расчет тут же, а только блокирует нужную сумму. Поэтому вся операция занимает минимум времени. Очередей на таких “туристических воротах” обычно нет.

Есть и другая система, еще более автоматизированная. Нам она встречалась только в Центральной Португалии. Но не исключено, что уже присутствует и в других странах и регионах. Особенность этой сверхавтоматизации оплаты дорог заключается в отсутствии каких-либо шлагбаумов, систем оплат и прочего. За несколько километров установлено табло с нормативными ценами на разный вид транспорта, а на самой границе с платным участком дорог установлены некие радары, чем-то похожие на софиты. Никаких преград движению нет, возможности заплатить тоже. Есть подозрение, что система рассчитана также на специальное установленное в автомобиле оборудование. Что же делать простым смертным не совсем понятно. На момент сдачи автомобиля обратно в пункт проката, мы рассказали об этих эпизодах. Там особого значения этому не придали. Условились на том, что если на адрес фирмы-прокатчика (машина ведь зарегистрирована на них) придет счет за эти дороги, то фирма выставит уже этот счет нам. Справедливая договоренность, но вот уже по прошествии 1,5 месяцев никаких дополнительных счетов нам не выставили.

«Я люблю свою лошадку». К вопросу о заправках, мойках и парковках

забота о машине
Еще на момент заказа авто, есть возможность выбрать между дизельным и бензиновым двигателем. На цене аренды это отразится незначительно, однако дизельные авто потребляют меньшее количество топлива. Следовательно, если климат и погода в стране поездки позволяют, то можно сэкономить, выбрав автомобиль на дизельном топливе. Однако для зимних путешествий в страны с низкими температурами брать дизельный мотор рискованно.

На пункте выдачи авто обычно проговаривают вид требующегося топлива. А если нет, то это будет отдельным пунктом указано в договоре аренды. Для бензина это, чаще всего, АИ-95. Цены на бензин в разных странах весьма и весьма разнятся. В Европе средняя цена – это 1,5 евро/литр. В интернете есть множество регулярно обновляемых сводных таблиц с ценами на бензин за рубежом.

Зачастую на сервисных площадках на трассах машину можно не только заправить, но и помыть. И хотя чистота машины обычно в договоре аренды не прописывается, долгосрочные переезды оставляют свой след в виде слоя насекомых на решетке радиатора и пыли на лобовом стекле.

Мойки, как автоматические, так и ручные (стенды с шлангами для самостоятельной чистки), встречаются на площадках перед заправками. Стоит автоматическая или самостоятельная мойка умеренных денег. На примере Португалии – около 5 евро за автомойку с шампунем.

Кроме бензина и ухода арендованная машина будет требовать ночлега. Этот факт несколько сужает выбор отелей, так как не все они могут похвастаться собственными парковками. Есть вариант оставлять машину на городских платных парковках, но жизнь показывает, что стоить это будет дороже, нежели парковка отеля.

Вместо заключения

Автомобиль может стать верным помощником в путешествии, даст свободу передвижения и повод для импровизаций. И даже ночлег, если сильно понадобится 😉

Удачи на дорогах мира!

reneme
Оцените автора
Добавить комментарий