Советы, как попасть в бумажный журнал и как писать тексты, которые будут читать от главреда «Вокруг света» Александра Монахова.
Александра Монахова – главред «Вокруг Света» объяснил главные проблемы журналистики путешествий и любой другой журналистики и ответил на риторический вопрос «Почему читатель должен потратить на ваш текст 10 минут своей жизни?»
Как попасть в бумажный журнал?
Для начала нужно уяснить, что контент бумажного и интернет-издания очень отличается. Эти различия буквально во всем: от заголовка, который на электронном ресурсе менее художественный и заточен под поисковые системы до структуры текста, который на бумаге и на экране воспринимается по разному.
Дальше – больше. В интернет-контент вкладывается меньше мозга. В интернете всего много и всё быстро, там некогда думать. Написал – опубликовал. А для бумажного издания, которое выходит раз в месяц, переписать заметку 5 раз – это обычное дело.
«НЕ НРАВИТСЯ ПОДХОД РЕДАКТОРА? – ПИШИ В БЛОГ!»
Как вы думаете, сколько из 20-25 ежедневных писем с предложениями от потенциальных авторов ждёт успех? Правильно: часто ни одного. Как правило все они отправляются прямиком в корзину. И вот почему:
Какие письма редактор отправляет в мусор, а какие читает?
– В корзину идут все письма типа: «Я еду в Танзанию / Кению / Катманду / Чили / Куда-то ещё… Вам это интересно?» или «Моя заметка про Танзанию / Кению / Катманду / Чили / Что-то ещё… Возьмите её в журнал?».
– Редактор обращает внимание на письма типа: «В мае я буду в Танзании / Кении / Катманду / Чили / Где-то ещё. Там я встречусь с вождём племени / шаманом / монахом / индейцем / кем-то ещё. Я возьму у него интервью на тему «Повседневная жизнь аборигенов». Материал будет готов 30 июля."
Александр Монахов имеет ввиду, что вы сами прежде всего должны понимать, о чём именно будет ваша заметка и тогда она будет интересна и редактору и читателю.
Да! Если вы прислали готовую заметку без заголовка и анонса, то все пять страниц вашего текста над которым вы трудились пять ночей, отправятся в корзину.
Если Александр Монахов сжалился и взял вас в свой журнал, поздравляем, вы поднялись на следующий уровень travel-журналистики! Изучите эти 10 вопросов, на которые вы должны сами себе ответить, перед тем, как сядете писать свою заметку для журнала «Вокруг Света» или другого travel-издания:
1.Кто ваш читатель? Чётко определите свою аудиторию. Писать для всех, значит писать ни для кого.
2.Что для вашего читателя важно в этой жизни? Его ценности духовные или материальные? Идеально, если вы определите психотип читателя.
3. О чём ваш материал? Определите сюжет. Хорошим пособием для этого может стать глава «Лёгкое дыхание» из книги Льва Выготского «Психология искусства», в которой автор анализирует одноимённое произведение Ивана Бунина.
4. Как ваш материал связан с жизнью вашей аудитории? Насколько он вообще интересен и актуален для неё.
5. Что именно я хочу сказать? Определите фабулу заметки.
6. Определите жанр заметки. Определив его, вас будет легче писать.
7. Обязательно придумайте заголовок. А лучше два. Или три. На выбор редактору.
8. Размер материала имеет значение. «Нет такого материала, который не выигрывает от сокращения». Учитесь сокращать тексты самостоятельно и убирать всё лишнее. Помните, редактор – это как ваш первый читатель.
«ХОРОШАЯ ЗАМЕТКА – ЭТО ЗАГОЛОВОК»
9. Соблюдайте дедлайн. Без комментариев.
10. Вопрос о гонораре. Задали его первым – вы ошиблись. Не задали этот вопрос совсем – вы снова ошиблись.