Забавные виды спорта: юнисайклинг

Что такое юнисайкл:


Юнисайкл (или уницикл) – это одноколесный велосипед, традиционно ассоциирующийся с цирковыми выступлениями под характерную музыку, часто – в комплекте с медвежонком в качестве наездника. Однако мало кому известно, насколько разнообразный диапазон возможностей открывается перед человеком, решившимся оседлать юнисайкл, — от выполнения трюков в гимнастическом зале до марафона и триала.

Принцип езды на юнисайкле очень прост: в отсутствие механизма зубчатой передачи скорость продвижения вперед напрямую зависит от размера колеса, поскольку один круг педалей равняется одному обороту колеса (колеса у юнисайклов бывают разные: диаметр самого маленького = 12 дюймов (около 30 см), самого большого = 36 дюймов (чуть больше 90 см)). Следовательно, чем больше колесо, тем быстрее получается ехать. Специальной физической подготовки юнисайкл, в принципе, не требует, нужно просто крутить педали, держать равновесие и быть готовым к тому, что на Вас будут обращать внимание прохожие!

Согласно городской легенде, юнисайкл произошел от пра-велосипеда «пенни-фартинг» – такой забавной штуки с огромным передним колесом и крошечным задним (отсюда и название – по соотношению размеров монет), педальками, подобием седла и подобием руля. Без руля и заднего колесика юнисайкл стал менее устойчивым по сравнению со своим предшественником и вместе с тем намного более маневренным. А в последнее время, с ростом популярности этого забавного средства передвижения, изобретательные дизайнеры и инженеры модифицируют и совершенствуют запчасти в зависимости от назначения юнисайкла, а также выпускают всевозможные компоненты и аксессуары.

Зачем нужен юнисайкл:

Юнисайкл давно перерос свою первоначальную увеселительную функцию в индустрии развлечений и перекочевал с арены цирка сначала в гимнастические залы, а позднее – в погоне за своим старшим братом велосипедом – на улицы и специальные трассы для экстремальной езды. Видов юнисайклов очень много, потому что существует бесконечное количество вещей, которые на них можно вытворять. Я перечислю основные стили, официально принятые Международной Федерацией Юнисайклинга:


Фристайл (Freestyle) представляет собой артистическую, художественно-эстетическую версию катания. Здесь целью процесса является зрелищность, и по этой причине в ход идут танцевальные элементы, костюмы, разнообразный реквизит (шарики для жонглирования, например) и поражающая воображение зрителей манера езды. Фристайл может быть одиночный, парный или групповой.


Флэтленд (Flatland) – это, в основном, выполнение трюков на плоской поверхности (отсюда и название стиля), и здесь простор для фантазии почти ничем не ограничен. Прыжки, повороты, перевороты через вилку, разнообразные варианты зависания в невозможных позах с центром тяжести непонятно где – все это и многое другое, причем сами катающиеся постоянно изобретают все новые и новые элементы, последовательности и связки. Выглядит потрясающе!!!


Стрит (Street). Этот стиль катания на юнисайкле тоже подразумевает выполнение всевозможных трюков, однако уже с использованием городских конструкций, и вот здесь может быть опасно, поэтому чаще всего райдеры используют защиту (которая мало чем отличается от той, что используют bmx-райдеры). Традиционные трюки – это вращения и перевороты, спуски с лестниц, прыжки с высоченных бордюров, скольжение по перилам и поручням, и безумные скачки по всему, что встречается по дороге.


Триал (Trial). На естественных или искусственных трассах райдеры изо всех сил стараются удержать равновесие, проезжая по узеньким жердочкам, перепрыгивая всевозможные препятствия, спрыгивая с препятствий, запрыгивая на них и огибая. При прохождении трассы учитывается совсем не скорость, а техника, то есть точность проделывания вышеперечисленных безумств, и чем выше и сложнее препятствия, тем больше адреналина и тем круче райдер.


Офф-роад (Off-road) и Кросс-кантри (Cross-country). Название стиля говорит само за себя: это стремительная езда по всему разнообразию природного рельефа (асфальтированные дороги и каменистое бездорожье, апхил и даунхил, маневрирование, маневрирование и еще раз маневрирование). Защита обязательна!


Туризм и повседневное катание. Слегка освоив азы, размеренно и без всякого намека на экстрим на юнисайкле можно проехать несколько кварталов до ближайшего магазина или просто покататься в парке по дорожкам вечером. Кроме того, можно отправиться в длительное туристическое путешествие, и многие райдеры проводят таким образом свой отпуск.


Гонки (Race). Для любителей соревнований устраиваются стандартные гонки (на 100, 400 и 800 метров), гонки с заковыристыми правилами (например, когда педалировать разрешается только одной ногой, или когда до педалей вообще дотрагиваться нельзя – это называется wheel-walking, хождение по колесу) и, традиционно, марафоны.


Хоккей и баскетбол — да, люди играют в спортивные игры на этих штуках!!! Правила те же, плюс некоторые нюансы, связанные с тем фактом, что все игроки передвигаются по полю на одноколесных велосипедах.

Какие бывают юнисайклы:

Если Вы никогда раньше этого не делали, но очень хотите попробовать, Вам подойдет самый обычный юнисайкл для начинающих или фристайл юнисайкл без каких-либо специальных усовершенствований. Главное – это небольшой размер колеса (16 дюймов для деток, 20 или 24 дюйма для взрослых) и вилка такой высоты, чтобы ноги комфортно доставали до педалей. А вот когда Вы научитесь вскарабкиваться, трогаться с места, двигаться вперед и назад, а также преодолевать мелкие препятствия в виде бордюров и корней на тропинках, уже можно будет думать о приобретении более специфического одноколесного друга. Это дело вкуса. Я могу указать только общее разделение юнисайклов на виды.

Юнисайкл для фристайла и флэтленда обычно имеет оптимальный для удобства выполнения трюков размер колеса 20 дюймов, покрышку с гладким протектором и плоскую вилку для постановки ноги. Не быстрые, но легкие, прочные и маневренные, такие юнисайклы отлично подходят для трюков – сумасшедших или грациозных (зависит от личных предпочтений и целевой аудитории) – на ровном покрытии спортзала или площадки, или же по хорошему асфальту. Их также используют для спортивных игр.

Для триала важнее не скорость, а устойчивость и хорошая амортизация, поэтому колесо не очень большое, 16 или 20 дюймов, очень массивная покрышка, а еще укрепленная втулка. Эти юнисайклы можно использовать и для офф-роада, если вы только начинаете, однако идеален он для прыжков и преодоления препятствий.

Если Вы в неплохой физической форме, не боитесь бездорожья и, увы, неизбежных падений, офф-роад и кросс-кантри — для Вас. Юнисайклы этой категории называются Muni (Mountain Unicycle, по-русски это ГУни = горный уницикл), колеса у них по-больше, 24 дюйма (более техничные и прыгучие) и 26 или 29 (для длинных расстояний, включая кросс-кантри марафон), и вилка длиннее. Это мощная машина и однозначно не подходит для катания в помещении, поскольку рифленые покрышки будут оставлять ужасающие следы на любом гладком покрытии. А вот по пересеченной местности в любую погоду обеспечивают сцепление с землей и надежду на выживание =).

Guni (geared unicycle) – это разновидность Muni, к которому приделали передаточный механизм с двумя скоростями. После этой прекрасной трансформации юнисайкл стал намного мощнее и позволяет развивать более высокую скорость по сравнению с обычным, хотя и требует больше физических усилий при кручении педалей. Они подходят и для офф-роада, и для триала, и для туристических поездок.

Размер колеса у туристического юнисайкла обычно 29 дюймов, но есть и гигантское колесо с диаметром 36 дюймов (называется Кокер). Они безумно плавные и достаточно быстрые (для одноколесника), и резко войти в поворот не смогут, зато комфортные, и к ним прикрепляются специальные ручки для более комфортной посадки.

Жираф – это очень высокий юнисайкл с длиннющей вилкой и цепью, которая, собственно, и позволяет дотягиваться ногами до педалей. Используется для развлечения публики и абсолютно сногсшибательно смотрится, если юнисайклист еще и жонглирует в процессе. На жирафе, в принципе, ездить проще, чем на обычном юнисайкле, как только преодолен страх высоты и освоено искусство вскарабкивания. Начинающим я бы не советовала даже пытаться, поскольку падать с жирафа неприятно и чревато травмами.

Есть несколько разновидностей одноколесников, которые люди придумали исключительно для забавы (хотя некоторые умудряются исполнять смешные трюки на этих штуках): это Ultimate Wheel (так называемое педальное колесо) – без седла и вилки, но все еще с педалями, которые крепятся непосредственно к колесу; и Impossible Wheel – еще более минималистичный вариант, отсутствуют даже педали – их функцию выполняют небольшие штырики, продолжающие ось втулки (новички крепят к ним платформы для ног).

Более того, как и в любом виде спорта, люди, которым не сидится на месте и рахвитая фантазия, выдумывают и конструируют абсолютно невообразимые экземпляры. Я собственными глазами видела юнисайкл-тандем, юнисайкл с несколькими колесами, поставленными друг на друга, а также нечто среднее между юнисайклом и маунтинбордом.

Самый главный англоязычный ресурс, посвященный юнисайклам, находится здесь. В рунете есть переводы основный статей о юнисайклинге оттуда, ссылки на ресурсы о русских райдерах, в также перечислены места, где можно купить одноколесного друга, научиться кататься или встретиться с единомышленниками.

lizard
Оцените автора
Добавить комментарий